Ответы
рава Авраама
Мордехая
Готлиба на вопросы
Бней Ноах.
Первая
серия
вопросов.
К
сожалению в
трудах наших
мудрецов мы
обнаружилили
только очень
скудные
сведения о
том, как
устроена
душа
человека из
Народов Мира.
Мы не смогли
найти ясного
ответа на этот
вопрос на
языке
Каббалы.
Вопрос 1.
На каком
уровне душа
нееврея
начинает
отличаться
от души
еврея?
Вопрос 2. В
каких мирах
находятся
Духовные корни
душ неевреев
и душ евреев?
(Мы слышали, что
Духовные
корни душ
евреев
находятся в чистых
мирах Брия,
Ецира, Асия, а
корни душ
неевреев – в
нечистых мирах
Брия, Ецира,
Асия).
Вопрос 3.
Каковы
аутентичные
источники, с
которыми
могут
ознакомиться
Бней Ноах,
желающие
углубленного
изучения
Торы и ее
исполнения,
чтобы найти
ответы на эти
вопросы?
Вопрос 4.
Почему
каббалисты и
Бааль Сулам
не
разъяснили эти
важные для
Бней Ноах
вопросы ?
Ответ.
С Б-жьей
помощью.
Шалом.
В самых
общих чертах,
души
неевреев
происходят
из нечистых
миров Брия,
Ецира, Асия,
как вы и
писали. Но и в
нечистых
мирах Брия,
Ецира, Асия
есть ступени
всяческих
видов, более
высокие и более
низкие. Что
же вы можете
делать? На вас
возложено
прилагать
усилия, чтобы
быть праведниками
народов мира,
т.е. вложить
веру в Б-га в
свое сердце и
прилагать
усилия для того, чтобы
делать
добрые дела и
отстраняться
от эгоизма и
желания
получать, и, в
самых общих
чертах,
выполнять
семь заповедей
Бней Ноах.
В самых
общих чертах,
каббалисты
много об этом
не писали по
одной
простой
причине: поскольку,
как написано
во всех
книгах,
сначала люди
народа
Израиля
должны
исправиться,
а после того,
как люди
народа
Израиля
исправятся,
они смогут
передать великий
Свет
неевреям, а
народ
Израиля на сегодняшний
день далек от
исправления,
то основное
из
написанного
каббалистами
касается
исправления
народа
Израиля. Ибо
именно это
стоит на
повестке дня
и именно это
важно в
настоящее
время.
Удачи
вам.
Вторая
серия
вопросов.
Мы
недавно
смотрели
фильм о
нееврее,
который спас
много евреев
во время
Катастрофы. В
конце
сказали, что
он был одним
из тридцати шести
сокрытых
праведников.
У нас в связи
с этим
возникли
такие вопросы?
Вопрос 1.
Почему
сокрытых
праведников
именно
тридцать
шесть?
(Талмуд
говорит, что
их тридцать
шесть, но не
объясняет
почему).
Вопрос 2.
Могут ли
неевреи быть
среди этих сокрытых
праведников
или только
евреи?
Ответ
Это
указывает на
то, что в
Имени Творца
четыре буквы.
В каждой
букве десять
Сфирот. А поскольку
невозможно
исправить
последние ступени
желания
получать, то
остается только
число 36
(четыре раза
по девять).
Третья
серия
вопросов
Святая
книга Зоар
гласит, что
десять человек
составляют
миньян.
Вопрос 1.
Не ясно,
говорит ли
Зоар только о
десяти
евреях,
достигших
возраста Бар
Мицвы, или
имеются в
виду также и
неевреи.
Вопрос 2.
Каков
Духовный
корень
миньяна?
Вопрос 3.
Может ли
нерелигиозный
еврей участвовать
в миньяне?
Вопрос 4.
Может ли
нерелигиозный
нееврей участвовать
в миньяне?
Ответ
С
точки зрения
практической
hАлахи,
только
десять
евреев,
достигших
возраста Бар
Мицвы и
предпочтительно
религиозных,
могут
объединиться,
чтобы составить
миньян, но
Святая книга
Зоар говорит
не с точки
зрения hАлахи,
а с точки
зрения
Духовного
Корня, в котором
заключены
все ступени,
а именно десять
Сфирот.
Четвертая
серия
вопросов
Из книг
по Каббале
известно, что
омовение рук
(Нетилат
Ядаим) есть
очищение
желания получать
(рук) водой
(Торой).
Вопрос 1.
Почему
омовение рук
утром (а
также перед
молитвой)
производят
три раза, а
перед
трапезой с
хлебом – два
раза (и
другим
способом)?
Вопрос 2.
Почему наши
мудрецы, да
будет память
о них
благословенна,
не
постановили
омывать руки
также перед
трапезой без
хлеба?
Ответы
С
Б-жьей
помощью.
При
пробуждении
утром – три
раза на
каждую руку.
Правая, левая
и средняя
[линии].
Перед
молитвой –
один раз. В
качестве
подготовки к
молитве,
чтобы стоять
перед
Единственным
Творцом.
Перед
трапезой –
два раза, а
после
трапезы выходят
из-за стола,
так же омывая
один раз количеством
воды [не
меньше, чем]
четверть лога
[четверть
лога – это по
разным
мнениям от 75
до 150
миллилитров].
Трапеза
бывает
только с
хлебом. То,
что без хлеба,
по
определению
является не
трапезой, а
только
закуской.
Хлеб
указывает на
Свет
Г-сподень,
которым
наделяются
низшие, и поэтому
низшие
должны
очищаться
перед тем,
как есть его.
Стол
подобен
жертвеннику,
и известно,
что Коhаним
освящали
свои руки и
ноги перед
службой. Точно
так же мы
должны
омывать руки
перед трапезой.
Пятая
серия
вопросов
Рав
Шварц шлита в
своей книге
«Законы потомков
Ноя» пишет:
"Если
животное
умертвили
отрезанием
шеи, то
запрещено
есть
внутренние
органы, связанные
с гортанью и
пищеводом
(легкие,
желудок и т.п.).
Если
животное
зарезал
еврей по
правилам шхиты,
то эти органы
можно есть."
Вопрос 1.
Чем
отличаются
эти органы от
остальных
(которые
можно есть)?
Относится ли
печень к этим
запрещенным
органам?
Вопрос 2.
Относится ли
этот запрет к
птицам (умерщвленным
не по законам
шхиты)?
Ответ
рава Готлиба:
С Б-жьей
помощью.
Пожалуйста,
перешлите
эти вопросы
раву Шварцу.
Спасибо.
Переводчик
переслал эти
вопросы раву
Ури Суперфину.
Ответ рава
Суперфина:
Так
как нет ни
одного
исключения в
законах для
Бней Ноах
"орган от
живого" ,
когда бы умершее
или
умерщвленное
животное,
целиком или
ее части,
было бы запрещено
в пищу
нееврею, эти
слова
раввина лишены
понимания.
Ибо, если
речь идет о
животном,
которое еще
агонизирует,
то ВСЕ его
органы пока
запрещены, а
если оно уже
испустило дух,
то ВСЕ органы
его -
разрешены,
без
исключения.
Переводчик
возразил:
У
меня
вообще-то
создалось
впечатление,
что в данном
случае автор
пишет не о
законах Бней
Ноах, а о
законах
шхиты для
евреев.
Рав
Суперфин
ответил:
Но и
законы шхиты
тут ну никак
не "приложить"
.
Примечание
переводчика:
Бней Ноах
нашли также
точный
перевод законов,
касающихся
запрета
неевреям
есть органы
живого
животного в
изложении
Рамбама:
http://www.moshiach.ru/maimonid.php?book=83&num=9&textnum=10&submit=Go
http://www.moshiach.ru/maimonid.php?book=83&num=9&textnum=11&submit=Go
http://www.moshiach.ru/maimonid.php?book=83&num=9&textnum=12&submit=Go
http://www.moshiach.ru/maimonid.php?book=83&num=9&textnum=13&submit=Go
Шестая
серия
вопросов
Перед
Песахом 5707 (1947)
года Бааль
Сулам
говорил рабби
Баруху
Ашлагу, да
будет память
о них благословенна,
о Йир’ат
Шамаим
(трепете перед
Небесами).
Бааль Сулам
говорил, что
самое важное,
что человек
должен сделать,
- это создать
подходящий
сосуд для
получения
милости
Творца.
Вопросы:
1.
Как
это
относится к
неевреям?
2.
Каковы
самые
подходящие
средства (из
всех заповедей,
предназначенных
для
неевреев), которые
могут
привести к
обретению
трепета
перед
Небесами.
Ответы
Все
заповеди
необходимо
выполнять в
равной
степени.
Йир'ат
Шамаим
(трепет перед
Небесами)
придет
благодаря
Каване
(мотивации, намерению),
заключающейся
в том, что
желают, чтобы
наградой за
выполнение
заповедей
было
обретение
трепета
перед
Небесами.
Седьмая
серия
вопросов
От раввина
мы слышали,
что если
открытый сосуд
с жидкостью
находился
без
присмотра какое-то
время в
интервале от
полночи до
зари, то
наутро
жидкость
запрещено
пить. Объяснялось
это тем, что ночью
в такаой
сосуд
проникают
силы Ейцер hаРа
(злого
начала).
Каково
каббалистическое
объяснение
этого?
Ответ
То, что Вы
написали о
Ейцер hаРа
(злом начале) и
есть
каббалистическое
объяснение. Комментарий
переводчика.
Восьмая
серия
вопросов
Каково
каббалистическое
объяснение
следующих
обычаев:
1)
Почему
во время
похорон
мужчинам и
женщинам не
разрешается
идти рядом?
2)
Почему
памятники
праведникам
часто окрашены
в цвет
тэхейлет? Мы
думаем, что
это сефардский
обычай.
3)
Почему
принято
класть на
могилы камни,
а не цветы?
4)
Почему
когда тело
ноахида
кладут в
гроб, нужно
либо вынуть
из гроба
несколько
досок, либо
проделать в
нем
отверстия,
чтобы тело соприкасалось
с землей?
Ответы
С
Б-жьей
помощью.
Объяснения
не совсем
каббалистические,
а общие.
1)
а) По
правилам
скромности.
б) Написано,
что ангел
смерти
устремляется
к женщинам,
выходящим с
кладбища.
Возможно, это
связано с тем,
что Хава
стала
причиной
смерти в
мире, совершив
прегрешение
древа
познания
добра и зла.
2)
Это
древний
арабский
обычай,
который мы переняли,
и это
принесло нам
пользу,
потому что
мусульмане
не
оскверняли
могилы
Святых людей
Израиля, а
почитали эти
могилы; ведь
могилы были
обозначены
цветом, к
которому они
привыкли.
3)
Одним
из четырех
видов казней,
совершавшихся
в прежние
времена, было
побиение
камнями, и
возложение
камней на
могилу
символизирует
этот вид
казней и предназначено
для
искупления
грехов умершего.
4)
Написано,
что почва
Земли
Израиля
приносит
умершим
искупление, и
вера в это
распространилась
за пределы
Земли
Израиля, и
так как люди
верили, что
земля
приносит
искупление,
они делали
так, чтобы
тело
соприкасалось
с землей.
Девятая
серия
вопросов
В Шульхан
Арухе
написано, что
если нееврей посмотрел
на еврейское
вино в
незапечатанной
бутылке, пить
такое вино
еврею
запрещено.
Вопрос: если
Бней-Ноах
хотят
провести
например
Суккот или
другой
праздник, или
просто трапезу
с евреями, то
как это
будет? Евреи
не будут пить
вино из-за
Бней Ноах? Т.е.
евреям запрещено
пить вино,
если на него
посмотрел
нееврей?
Просим
ясного
ответа. Мы -
сведущие в
Торе ноахиды,
и ни в коем
случае не будет
обиды. Мы
хотим
выполнять
Тору и заповеди!
Ответ
Имеется
в виду не
взгляд на
вино, а то,
насколько
крепко
закупорена
бутылка.
Кроме того,
говорится о
вине, не являющемся
"мевушаль" [hалахический
термин,
буквально
означающий
"вареное",
большей
частью
применяется
для
пастеризованных
вин; если
вино "мевушаль",
это написано
на наклейке].
Если же вино "мевушаль",
то
ограничения
могут быть
менее
строгими, о
чем нужно проконсультироваться
с "посеком"
[раввином-знатоком hалахи].
Это hалахический
вопрос, а не
каббалистический.
Ответ
рава
Суперфина
В Шульхан
Арухе не
написано
такого.
Проблема
начинается
или с
выливания из
бутылки вина
неевреем, или
со
взбалтывания
им же открытой
бутыли. В
случае с Бней
Ноах, второе
мнение -
излишнее
устрожение. 2.
Крайне редко
можно
встретить
невареное
вино в этих краях.
А с вареным
нет никаких
проблем. 3.
Зато в
совместной
трапезе есть
проблема,
если неевреи
-
приглашающая,
угощающая
сторона. Там
есть свои
нюансы, так
что нужно знать
подробнее, о
чем идет
речь.
Переводчик
ответил:
Бней Ноах
цитируют
Шульхан Арух
по-русски. Следовательно
они имеют в
виду Кицур.
Рав
Суперфин:
По-видимому,
это из
хабадского
Кицура. Это не
hАлаха, а
устрожение
каббалистов.
Десятая
серия
вопросов
В своем
комментарии
к недельному
чтению Пинхас
рабби Барух
Ашлаг, да
будет память
о нем
благословенна,
объясняет
следующие слова
из трактата
Псахим: «При
любых
обстоятельствах
человек
должен
продать все,
что у него
есть и
жениться на
дочери
знатока
Торы». Он
говорит, что
народ
Израиля
может
преобразовать
свою
первоначальную
природу, обретенную
им от
рождения, т.е.
желание
получать, в
противоположные
качества и
обрести вторую
природу, т.е.
альтруистическое
желание, с
помощью Торы
и заповедей.
Вопрос: а
могут ли Бней
Ноах
преобразовать
свою
первоначальную
природу,
обретенную
ими от
рождения, т.е.
желание
получать, в
противоположные
качества и
обрести
вторую
природу, т.е.
альтруистическое
желание, с
помощью Торы
и заповедей?
Ответ
Да.
Одиннадцатая
серия
вопросов
Вопрос
Почему
Маасер
(выплата
десятины) и
Цедака (выплата
пожертвований
на
благодтворительность)
– это Мицвот
Таасе
(заповеди,
требующие
активных
действий) для
евреев и лишь
рекомендации
для неевреев?
В чем разница
между
выплатой
десятины и
пожертвований
на
благотворительность?
В чем их
духовная
суть?
Ответ.
С Б-жьей
помощью.
Я
попросил
своего
ученика дать
объяснение и
составить
ответы.
Результаты -
в приложенном
файле
[Содержимое
файла]
С Б-жьей
помощью.
1. Какова
Духовная
сущность hаГоим
(неевреев)?
hаГоим - это
часть души,
представляющая
собой ее интерес
к раскрытию
Этого Мира, в
противовес
части
Йисраэль,
цель которой
- раскрытие Мира
Грядущего.
На
самом деле,
Духовное -
это
обращение
жизни к
Г-споду и созидание
своей жизни
на стезях
Хэсэд (добра
и милосердия)
Г-спода. Это
относится ко
всем сынам
мира, но их
реакция на
Духовное различна.
Люди народа
Израиля
сначала
откликаются
на Духовное и
строят жизнь
с его помощью,
и это
Духовное -
Тора. И
действительно,
если человек
из народа
Израиля
строит жизнь
не с помощью
Торы, ему в
меньшей
степени
раскрывается
Г-сподь и
высокие
Духовные ступени.
И наоборот,
нееврей,
живущий,
раскрывая
суть
Духовного,
двигаясь по
пути добра и
милосердия,
несомненно,
удостоится
слияния с
Г-сподом.
2. Почему
Маасер
(десятина) и
Цедака
(благотворителность)
являются
заповедями
для народа
Израиля в то
время, как
для неевреев
это лишь
хорошее
достижение?
Это
выводится из
ответа на
первый
вопрос: когда
основными
качествами
человека
являются
альтруизм и
вера, то и
жизнь должна
протекать в
русле веры и
добрых дел, и
если этого не
делать,
Духовная
жизнь
остановится.
Таковы
достоинства
людей народа
Израиля: они
уже живут
Духовной
жизнью, и они
должны проявлять
свою доброту,
это для них
вопрос жизни
и смерти, и
если еврей,
не дай Б-г,
будет
пренебрегать
добрыми
делами, он
убьет душу, и
не будет
раскрываться
ему Г-сподь.
Иначе
обстоит дело
с неевреями.
Как уже говорилось,
им еще не
раскрывается
Духовное, и поэтому
добрые дела
для них -
вопрос выбора,
потенциальная
возможность
с их помощью
приблизиться
к Г-споду, но
пока от них
этого не
требуется и
для них это
не является
личной
обязанностью.
Нееврей,
который изберет
такой путь и
удостоится
того, что добрые
дела станут
образом его
жизни,
несомненно,
будет
продвигаться
к обретению
Духовных
высот,
приблизится
к Г-споду, и
Г-сподь будет
с ним.
3. Каково
различие
между
выплатой
десятины и
благотворительностью?
Выплата
десятины, по
мнению
большинства
знатоков
еврейского
Закона, - это
заповедь, установленная
мудрецами. И
есть такие,
которые говорят,
что это
заповедь
Торы. И есть
такие, кто
говорят, что
эта
обязанность
устанавливается
по обычаю. В
то же время благотворительность является
заповедью
Торы
обязательной
для каждого
человека из
народа
Израиля.
Заповедь выплаты
десятины в
основном
направлена
на
поддержание
нуждающихся
знатоков
Торы, и тот,
кто не в состоянии
выплатить ее
целиком,
выплачивает
знатокам
Торы как
минимум
большую
часть или
половину
десятины.
Однако, если
какой-то человек
болен и жизни
его угрожает
опасность, и
ему требуются
деньги, чтобы
вылечиться,
или если у
человека,
выплачивающего
десятину,
близкие нуждаются,
даже в
случае, когда
они не
являются
знатоками
Торы, то этих
людей нужно
предпочесть
знатокам
Торы.
Считается,
что пожертвования,
направляемые
в учебные
заведения,
где учатся
знатоки Торы,
укрепляют
Тору, даже
если часть
учащихся там
не нуждается.
Обязанность
отделять
именно
десятую часть
дохода
установлена
для
достигших
промежуточной
ступени. А
суть закона о благотворительности состоит
в том, что
если человек
в состоянии дать
такое
количество
денег, в
котором нуждаются
бедняки, он
должен дать
их независимо
от того,
какая это
часть от его
дохода. А если
он не в
состоянии, он
может
ограничить выполнение
этой
заповеди,
избрав
выплату
пятой части
своего
дохода. И
только на
промежуточной
ступени
достаточно
того, чтобы
он дал
десятую
часть.
Нуждающийся
не обязан
платить
десятину. Однако,
чтобы
выполнить
заповедь о благотворительности, он
должен дать
не менее
трети шекеля
серебра в
год.
[Примечание
переводчика.
Шекель - это 11,4
граммов. Под
шекелем
также может
пониматься
основная
денежная
единица в
стране, где человек
живет,
например
доллар в США].
Есть
статья,
обсуждающая
вопрос, в чем
состоит
обязанность
давать на
благотворительность.
Она
находится по
адресу:
http://www.daat.ac.il/daat/maamar.asp?id=149
Вопрос
Бней
Ноах
благодарят
Вашего
ученика за очень
подробный
ответ и
просят
объяснить некоторые
его
утверждения.
Он писал: «И
наоборот,
нееврей,
живущий,
раскрывая
суть
Духовного,
двигаясь по
пути добра и
милосердия,
несомненно,
удостоится
слияния с
Г-сподом».
Вопрос.
Слияние с
Творцом есть
равенство качеств.
Это означает,
что человек
подготовил
свои сосуды
для
получения Ор
Пними. В
книге рава
Гинзбурга «Каббала
для неевреев»
написано, что
различие
между
евреями и неевреями
состоит в
том, что
еврей может
получить Ор
Пними, а
нееврей
может только
получить Ор
Макиф,
который не
входит в
сосуды. Т.е. в этом
мире
невозможно приблизиться
к Б-гу, чтобы
получить Ор
Пними. Ваш
ученик
написал
по-другому.
Не могли бы Вы
это
прокомментировать?
Ответ
По
поводу этого
вопроса надо
обращаться к
раву Гинзбургу,
я не могу это
объяснить.
Вопрос
Способны
ли Бней Ноах
получить Ор
Пними,
Ответ
Когда
они
исправятся и
научатся
совершать
действия
ради того,
чтобы
доставлять
удовольствие
Творцу и человеку.
Вопрос
Ваш
ученик писал:
«Обязанность
отделять
именно
десятую часть
дохода
установлена
для
достигших
промежуточной
ступени ... И
только на
промежуточной
ступени
достаточно того,
чтобы он дал
десятую
часть». Что
это за
промежуточная
ступень? Является
ли она одной
из четырех
Бхинот (1 –
получение ради
получения, 2, 3, 4 –
получение с
альтруистической
мотивацией)
или чем-то иным?
Ответ
Я не
понимаю,
какова связь
между
законом о десятине
и четырьмя
Бхинот
желания
получать.
Вопрос
Какую
же ступень
имел в виду
Ваш ученик,
когда писал: «Обязанность
отделять
именно
десятую часть
дохода
установлена
для
достигших
промежуточной
ступени ... И
только на
промежуточной
ступени
достаточно того,
чтобы он дал
десятую
часть»? Мы
слышали, что
заповедь о
десятине
предназначена
для
исправления
Мальхут
деМальхут.
Ответ
Промежуточная
ступень – это 10%,
а более
высокая
ступень – это 20%.
Все это
делается для
того, чтобы
исправить
человека,
сделав его
альтруистом.
Двенадцатая
серия
вопросов
Вопросы
1. Почему
народ
Израиля
получил Тору,
когда достиг
603 550 человек и
почему
подсчитаны
только мужчины
от в возрасте
от 20 до 60 лет?
2. Почему
женщины не
приняли
участия в
получении
Торы?
3. Что
делали Бней
Ноах,
находившиеся
вместе с
народом
Израиля во
время
Дарования
Торы?
Ответы
ученика рава
Готлиба
1. Почему
народ
Израиля,
когда
получал Тору,
достиг
численности
в 600 000 мужчин в
возрасте от 20
до 60 лет?
600 000 - это
число,
характеризующее
совершенство,
и когда
качества
народа
Израиля
окончательно
проявились
на практике,
он достиг такой
численности.
И тогда люди
народа
Израиля
стали достойны
получить
Тору.
Маhараль в своей
книге «Гвурот
hаШем»
(«Проявления
могущества Г-спода»),
глава
третья, писал так:
«И так
сыны Израиля
увеличивались
в числе и пребывали
в пределах
Египта, пока
не стали совершенными,
достигнув
шестисот
тысяч человек,
а совершенство
Израиля и
состоит в
достижении
численности
шестисот
тысяч, и,
когда это произошло,
они
совершили
исход.
А то, что
совершенство
Израиля
характеризуется
этим числом,
явствует из
того, что когда
они вышли из
Египта, их
было 600 000, и
когда они совершили
грехопадение
золотого
тельца, их было
600 000, и во время
событий,
описанных в
недельном
чтении
Бамидбар, их
было 600 000, и во
время событий,
описанных в
недельном
чтении Пинхас,
их было тоже 600
000, и из этого
явствует, что
сущность
людей народа
Израиля и его
совершенство
связано с
числом 600 000. А
впоследствии
их
численность
увеличилась
благодаря
благословлению,
которым они
были
благословлены,
но
совершенство
людей народа
Израиля – это
численность,
которой им
подобает
достичь, т.е. 600 000.
А причина
этого
известна, ибо
шесть – это
совершенное
число, и это
связано с
тем, что
совершенная
вещь
проявляется
только с
помощью числа
шесть. И это
потому, что
дефектом
точки, т.е.
числа один,
является то,
что ей вовсе
не присуще
распространения,
а у линии,
которой
присуще
распространение
в длину и
которая
является
более
совершенной
из-за того,
что ей
присуще
распространение
в длину, все
же нет
полного
совершенства
из-за того,
что ей
присуще
распространение
только в
длину и не
присуще
распространения
в длину и
ширину. А
плоскости,
которой
присуще распространение
в длину и
ширину и
которая является
более
совершенной
потому, что
ей присуще
распространение
в четыре
стороны, тем
не менее, не
достает
глубины. А
дождь является
совершенным
из-за того,
что ему присуще
распространение
в шесть
сторон, и это
верх, низ и
направления
четырех
ветров...»
Именно
мужчины идут
на воинскую
службу во имя
Израиля и
спаяны
воедино ради
достижения
цели, стоящей
перед
Израилем.
Поэтому именно
те, кто идет
на воинскую
службу считаются
«мощью людей
народа
Израиля» и
приходят к
совершенству,
достигая
численности
600 000. Как написано
в Торе: «всех
идущих в
войско среди
народа
Израиля»
[Бамидбар 1, 3].
Слово
«войско» означает
«сила,
спаянная
воедино ради
достижения
единой цели».
Далее,
Рамбан
прокомментировал
слова стиха
Бамидбар 1, 3
«всех идущих
в войско
среди народа
Израиля»
[«войско» на
иврите – «цва»]
следующим образом:
«... Может быть,
выражения
«всех идущих
в войско»
нужно
объяснять
«всех, кто
выходит на
сбор ради
[нужд общины
Израиля]»? Ибо
несовершеннолетние
не выходят на
сбор среди
народа; ведь
любое
собрание народа
называется
«цва»: «на сбор
[для работ]
при шатре
собраний»
[Бамидбар 8, 24], «прекращает
приходить на сбор
для работ»
[Бамидбар 8, 25],
из зеркал собравшихся
женщин, тех,
что
собрались
[при входе в
шатер собраний]
[Шемот 38, 8], а
также «воинство
небесное»
[Дварим 4, 19 и в
других
местах
Танаха]; «и обо
всем воинстве
их [т.е. Небес]
Я
распорядился?»
[Ешаяhу 45, 12].
И поэтому
[необходимо
уточнение]:
нужно объяснять
[слова из
Бамидбар 1, 3],
говоря, что
речь идет о воюющих
людях из
воюющей
армии и
связанных с
воюющей
армией»...
2. Почему
женщины не
участвовали
в событии Дарования
Торы?
В Торе
ясно
написано, что
весь народ
участвовал, включая
женщин.
Шемот 19, 8: И отвечали
вместе все
люди народа,
и сказали они:
«Все, что
говорил
Г-сподь,
сделаем. И
повторил
Моше слова
народа
Г-споду.
Шемот 20, 14: И видят
все люди
народа звуки
и вместе с
ними языки
пламени, и
звуки шофара,
и гору дымящуюся;
и увидел
народ, и
содрогнулись
они и встали
поодаль.
И много
тому
подобного в
недельных
чтениях,
рассказывающих
о Даровании
Торы.
3. Что Бней
Ноах, бывшие
вместе
народом Израиля,
делали во
время
Дарования
Торы?
У каждой
из групп,
стоящих у
горы Синай,
было свое
место и своя
ступень.
Включая и
Бней Ноах,
сопровождающих
народ
Израиля.
К
[фрагменту]
стиха Шемот 19, 24
[который
обычно переводится,как
«И поднимись
ты и Аарон с
тобой, но Коhаним и
народ не
должны
нарушать
свои порядки,
чтобы
подняться к
Г-споду»] Раши
писал
[изменив
понимание
стиха]: «И
поднимись ты и
Аарон с
тобой, и Коhаним»:
возможно, и
они могут
быть с тобой?
Как только
[мы принимаем
такое
понимание],
из этого
следует, что
«и поднимись
ты» означает,
что у тебя
своя доля, у
Аарона своя
доля и у Коhаним своя
доля; Моше
приблизился
[к Б-гу] ближе
Аарона, а
Аарон – ближе
Коhаним. А
народ вообще
«не должен
нарушать свои
порядки,
чтобы
подняться к
Г-споду».»
Например
Ребе из
Сукачова
объясняет,
что
говорится о
духовной
ступени,
которая была
у каждого, кто
участвовал в
Даровании
Торы, в
соответствии
с его
постижением
Торы: «Ибо у
каждого из
них свой
ранг, как
[Раши], да
будет память
о нем
благословенна,
говорит о
них: у тебя
своя доля, у
Аарона своя
доля»
(«Травянистые
пастбища» [1],
стр.142).
Наши мудрецы,
да будет
память о них
благословенна,
приводили
такое же
толкование в
Мидраш hаГадоль
и в Мехильте
рабби Шимона
бар Йохай на
стих Шемот 24, 9:
«И взошел
Моше и Аарон,
Надав и Авиhу и
семьдесят
человек из
старейшин
народа Израиля»,
говорящий о
восхождении
на гору
Синай.
И они
удостаиваются
откровения в
соответствии
со своими
духовными
возможностями
(Мидраш
Рабба, Шемот, 34):
Ты
обнаруживаешь,
что когда
даровал
Святой
[Творец], да
будет Он
восславлен,
Тору народу
Израиля, то
когда Он
приходил к
ним, проявляя
Свою полную
силу, они не
могли устоять.
Об этом
сказано:
«Если мы
будем
продолжать
слушать
[дальше глас
Г-спода Б-га
нашего, мы
умрем]»
[Дварим 5, 22]. Но
пришел Он к
ним, проявляя
силу
соразмерную
с их силой, о
чем сказано:
«Голос
Г-спода
могуч» [слово
«могуч» на
иврите
передается
словом «баКоах»
(буквально: в
силе)] [Теhилим 29, 4].
Сказано не
«беКохо» (по
Его силе), а
«баКоах» - в
сосответствии
с силой
каждого без
исключения
человека».
А также
приводится в
Мидраше
Танхума (Шемот,
п.25) на стих «И сказал
Г-сподь
Аарону: Иди
навстречу
Моше в пустыню»
[Шемот 4, 27]:
«Об этом
написано:
Станет
громыхать Б-г
гласом Своим
чудесным
[Ийов 37, 5], и [стих]
гласит: «И видят
все люди
народа звуки»
[Шемот 20, 14] [в
обоих стихах
используется
слово «Коль» -
голос, звук].
Здесь
написано не «hаКоль»
(звук), а «hаКолот»
(звуки) ...
Каждый без
исключения в
соответствии
со своей
силой:
старейшины в
соответствии
со своей
силой,
подростки – в
соответствии
со своей
силой, дети – в
соответствии
со своей
силой,
младенцы – в
соответствии
со своей
силой,
женщины – в соответствии
со своей
силой. И даже
Моше в соответствии
со своей
силой, о чем
сказано: «Моше
говорил, и Б-г
отвечал ему
громким
голосом»
[Шемот 19, 19].
Громким
голосом –
потому что он
мог его
выдержать. А
также [стих]
гласит:
«Голос
Г-спода
могуч» [слово
«могуч» на
иврите
передается
словом
«баКоах» (буквально:
в силе)] [Теhилим 29, 4].
Сказано не
«беКохо» (по
Его силе), а
«баКоах» - в
сосответствии
с силой
каждого без
исключения
человека». И
даже
беременные
женщины в
соответствии
со своей
силой. [Стих]
гласит:
каждый в
соответствии
со своей
силой».
Точно так
же все,
участвовавшие
в Даровании
Торы,
получили,
каждый в
соответствии
со своей
силой. По
словам рабби
Авраама бен
Рамбама в его
комментарии
к этому
месту:
«Каждый в
соответствии
с его
ученостью и
широтой его
разума».
Приведенные
отрывки
подробно
объяснены в
книге «Щит
праотцов» рабби
Шимона бен
Цемах Дурана.
Примечание
переводчика
----------------------------------
[1]
Травянистые
пастбища –
слова из Теhилим 23, 2.
Возражения
переводчика
Я перевел
ответы
ученика рава
Готлиба, но пока
не послал их
Бней Ноах.
Первый
вопрос "Почему
народ
Израиля,
когда
получал Тору,
достиг
численности
в
600 000 мужчин
в возрасте от
20 до 60 лет?" - это вопрос
по статье
"Дарование
Торы", на который
рав Еhуда
Ашлаг дал
прямой ответ.
Почему же
надо было
искать ответ
в трудах других
раввинов?
Фрагменты
"Кто
сотворил их", "Кто
сотворил их
по Элияhу" и "Мать
одалживает
свои одежды дочери"
последовательно
описывают
три ступени подъема
Нуквы: 1)
подъем на
ступень
Йисраэль Сава
уТвуна 2)
Подъем на
ступень
Высших Абы вэИмы
3) Облачение
Света Хохма в
драгоценные
одежды Света
Хасадим во
время
второго
подъема.
В
комментарии
Сулам к
фрагменту
"Мать
одалживает
свои одежды
дочери" написано,
что
последняя из
трех
ступеней есть
совершенство
и
характеризуется
числом
шестьсот
тысяч.
Ступени
Нуквы
считаются единицами,
ступени Зеир
Анпина -
десятками, ступени
Йисраэль
Сава уТвуна -
сотнями, ступени
Высших Абы
вэИмы -
тысячами, а
ступени Арих Анпина
- десятками
тысяч. При
последнем
подъеме
Нуквы к
Высшим Абе
вэИме Вав
Кцавот (т.е.
шесть Сфирот
Хэсэд, Гвура,
Тифэрэт,
Нэцах, hОд,
Есод)
облачились в
Высшие Абу
вэИму. В каждой
из этих
ступеней
десять Сфирот
- всего
шестьдесят
десятков
тысяч, соответствующих
ступеням
Арих Анпина,
т.е. шестьсот
тысяч.
«И после
того, как
уровень
Хохма
облачился в
Хасадим,
светит
Мэм-Йуд в
Алеф-Ламед-hЭй и
раскрывается
Имя Элоким».
При этом буква
hэй,
характеризующая
женское начало
и
находящаяся
в имени Нуквы
Ма (что, Мем-hЭй)
выходит из
имени и
заменяется
на букву Йуд,
характеризующую
мужское
начало, и имя
Нуквы
становится
Ми (кто,
Мем-Йуд). И
Нуква Элоким,
выводит
воинство из
шестисот тысяч
мужчин из
Египта и
тогда «все
мужчины
народа
Израиля
встречаются
пред лицом ее
и получают от
нее».
Совершенство
числа
шестьсот
тысяч, как сказано
в
Предисловии
к книге Зоар,
п.21, состоит в
том, что
"человек не
скроется"
(Ешаяhу 40, 26) из
тех шестисот
тысяч,
которые Он
вывел с помощью
Имени Элоким.
"И поскольку
человек не
скроется из
числа
шестьсот
тысяч, везде,
где умирали
люди народа
Израиля и
несли
наказание за
свои грехи,
бывали они
затем
сочтены и не пропал
из этих
шестисот
тысяч ни
один, чтобы
все были по
одному
Образу как
вверху, так и
внизу. И
подобно тому,
как человек
не пропадал
из числа
шестьсот
тысяч вверху,
так и не
пропадал
человек из
этого числа
внизу".
Я хочу
попросить
разрешение
рава Готлиба добавить
это
изложение к
ответу его
ученика.
Кроме того, в
Ор Шалом к п.151
Введения в
Мудрость
Каббалы
написано: Кроме
того, мы
учили, что, в
самых общих
чертах, душа
Адама hаРишон
разделилась
на шестьсот тысяч
душ. И рав
Готлиб
добавил
примечание: Какова
от этого
польза, он
объясняет в
Паним
Масбирот,
стр. 56, начиная
со слов “И ты
должен
знать”. Не мог
бы рав Готлиб
попросить
какого-нибудь
ученика, изучавшего
стр. 56 Паним
Масбирот,
добавить
краткое
изложение
того, что там
написано, к
этому ответу?
Еще хуже
обстоит дело
с ответом на
второй
вопрос: "Почему
женщины не
участвовали
в событии Дарования
Торы?".
Ученик рава
Готлиба
утверждает,
что они вместе
мужчинами
стояли у горы
Синай. И что
Свет
Синайского
откровения
они получили
согласно
своей
силе.Они
действительно
получили
согласно
своей силе от
своих мужей,
но для этого
им не надо
было стоять у
горы Синай.
Надо
отметить, что
даже
феминистки
понимают,
что, согласно
Торе, у горы
Синай стояли
только
мужчины,
потому что
написано
(Шемот 19, 15), что
Моше сказал
народу: "Будьте
готовы к
третьему дню,
не
приближайтесь
к женщине".
Это можно
сказать
только мужчинам.
Есть и
другие
доказательства.
Если бы женщины
получили
Тору у горы
Синай, на них
было бы
возложено ее
изучение,
однако такой
заповеди у
женщины нет.
В Мишне,
трактат Сота,
глава 3, мишна 4
(в этом
издании – на стр. 285)
сказано, что
тот, кто учит
дочь свою Торе
все равно,
что
преподает ей
распутство.
Бааль
Сулам и его
ученики
также много
написали на
эту тему.
Во
фрагменте "Роза"
Предисловия
к книге Зоар
Бааль Сулам в
конце
комментария
к п.1 писал о
Нукве,
Духовном корне
женщины, что
у Нуквы два
состояния - Катнут,
когда Нуква
еще не может
соединиться
с Зеир
Анпином,
тогда она
питается от
Хицоним и
Клипот, и
Гадлут, когда
она получает
Свет от
своего
супруга, Зеир
Анпина и этот
Свет
освещает ее
со всех
сторон, и она
таким образом
охраняется
от
соприкосновения
с Хицоним.
При этом она
не может
получать прямо
от ступени
Бина (Элоким),
потому что в
то время, как
Зеир Анпин
может
получить
весь Завет,
Нуква - может
получить
лишь подобие
Завета -
только то,
что ей дает
Зеир Анпин
(конец
комментария
к п.2).
Во
фрагменте "Цветы"
(комментарий
к п.4) Бааль
Сулам
добавляет, что
у Нуквы нет
ничего, чем
бы она
владела, а она
строится
только из
того, что
Зеир Анпин дает
ей.
Во
фрагменте "Мать
одалживает
свои одежды
дочери" сказано, что
ступень
Элоким
выводит
шестьсот
тысяч мужчин
из Египта и
наделяет их
Светом, и
этого не
сказано о
женщинах,
потому что
только
мужчины
должны
получить
Свет непосредственно
от ступекни
Элоким.
Рав Барух
Ашлаг в Учении
о десяти
Сфирот, часть
первая
«Цимцум вэКав»
(Запрет и луч),
глава первая
«МиЦимцум Алеф»
(О первом
запрете),
тема третья
«Наложение
запрета на
Свет в
окрестностях
центральной
точки», Ор Пними, п.
Мэм, Ор
Шалом к
словам
«Вместе с тем
Он украсил Себя»
(стр.5), в притче
показывает,
что у женщины
есть
страстное
желание к
украшениям, и
если ее муж
не будет
держать это
желание под
контролем,
это приведет
к
катастрофическим
последствиям.
В притче жена
раввина
страдает
из-за того,
что у нее нет
украшения,
которое есть
у ее подруги, и
когда раввин,
говоря перед
общиной,
просит денег,
чтобы купить
это
украшение,
община поднимает
его на смех.
Рав
Авраам
Мордехай
Готлиб в
комментариях
к Речи по завершении
книги Зоар
(книга
«Дарование Торы»,
hЭАрот
вэБиюрим, п.419), что
равом
женщины
должен быть
ее муж, и на него
возложена
вся ее
духовная
поддержка, и свои
дела женщина
должна вести
со своим
мужем, потому
что он должен
быть центром
ее жизни и
венцом ее
жизни и нет
места другому
мужчине в ее
жизни. И
согласно
Торе мир
женщины
должен
выглядеть
так: «Вся слава
дочери
царской –
внутри»
[Теhилим 45, 14];
женщина – хозяйка
дома, которая
растит своих
детей так,
чтобы они
соблюдали
Тору и
заповеди, и
очи ее
вознесены к
мужу ее, ибо
она должна
уважать его,
как царя, и он
с ее точки
зрения
должен быть
подобным
одному из
величайших
людей своего
поколения,
любимым,
почитаемым и
уважаемым.
Все это
доступно на
моем сайте на
русском
языке, и Бней
Ноах могут с
этим
ознакомиться.
Почему же я
должен
передавать
неверный
ответ ученика
рава Готлиба?
Наконец,
ответ на
третий
вопрос: "Что
Бней Ноах,
бывшие
вместе с
народом Израиля,
делали во
время
Дарования
Торы" был
таков:
мужчины,
женщины и
дети, евреи и
неевреи,
стояли у горы
Синай, и
каждый
получил Свет
согласно
своей силе.
Чему же
учит такой
ответ Бней
ноах? Принять
на себя Тору
и соблюдать
ее согласно
своей силе? Я
не могу
передать
такой ответ,
потому что
иудаизм
запрещает
миссионерство.
Наоборот,
если кто-то
из Бней Ноах
хочет стать евреем,
его
отговаривают,
потому что
быть евреем
очень трудно.
Те же
немногие, кто
точно знает,
что
еврейство -
их судьба, не
нуждаются в
наших
советах - они
сами знают, что
им делать.
Поэтому я бы
ответил так:
Среди
евреев,
пришедших к
горе Синай
были и неевреи.
Некоторые из
них были
готовы к тому,
чтобы стать
евреями, и
получили
Тору наравне
с ними. Такие
действия не
могут быть
примером для
подавляющего
большинства
Бней Ноах,
которые
должны
выполнять
только семь
заповедей
Ноаха.
Те же,
которые не
были готовы,
независимо
от того, что
они делали во
время
Дарования
Торы, не
должны были
там быть,
потому что
они мешали
евреям
делать то,
что на них
было возложено.
Урок,
который из
этого могут
извлечь Бней
Ноах таков: подавляющее
большинство
Бней Ноах
должно жить
отдельно от
евреев,
выполнять
свои заповеди
и не
стремиться
выполнять
заповеди
евреев.
Ответы
рава Готлиба
1, Вы правы,
Бааль Сулам
объясняет,
почему нужно
600 000 человек для
того, чтобы
получить
Тору, а
ответы
других
раввинов должны
служить
только
дополнением.
2. Вы,
несомненно,
можете
добавить
материал из
книги Зоар,
который
объясняется
с точки зрения
Сфирот и
миров.
3. Точно
так же будет
правильным
объяснить, что
Адам hаРишон
разделился
на 600 000 частей,
потому что
после того,
как он обрел
Свет Ехида и
совершил
прегрешение,
необходимо,
чтобы 600 000
человек
объединились
и встали у
горы Синай,
чтобы снова
получить Свет
Ехида и
исправить
прегрешение
Адама hаРишон.
4. Женщины
стояли у горы
Синай.
5. Цитата,
которую Вы
привели,
инструктирует
мужчин
воздержаться
от половых
отношений со
своими
женами в
течение трех
дней до Дарования
Торы у горы
Синай, чтобы
женщины очистились
от спермы,
которая
уничтожается
за три дня, и
смогли
вместе с
мужчинами
собраться у
горы Синай.
6.
Женщинам
запрещено
изучать
Гемару и Мишну,
но
нравственное
совершенствование
(Мусар),
служение
Г-споду и hАлахот,
касающиеся
их, им так же,
как мужчинам
заповедано
изучать.
7. Цитаты о
зависимости
Нуквы от Зеир
Анпина, которые
Вы привели,
не
противоречат
их присутствию
у горы Синай,
наоборот,
такое
присутствие
укрепляет
женщину,
потому что,
чтобы получить
от своего
мужа, она
должна
испытать вместе
с ним то,
через что
проходит он.
8. У души
всегда два
лица: она
состоит из
мужского и
женского
начала, не
существует
души только
одного
мужчины, и
поэтому
одинокий мужчина
– это только
половина
души, и он не числится
среди
стоявших у
горы Синай.
9. Точно
так же нет
противоречия
между другими
приводимыми
Вами
цитатами и
тем, что женщины
стояли у горы
Синай.
10. А что
касается
Бней Ноах,
которые
выполняли
семь
заповедей
Бней Ноах и
стояли у горы
Синай, то они
стали герами
и считались
евреями.
11. Бней
Ноах могут
изучать
нравственное
совершенствование
(Мусар) и
служение
Г-споду, преподаваемые
евреями, и
это будет
продолжаться
и в Мире
Грядущем, а
практических
заповедей на
них
возложено
только семь.
12. Если
Бней Ноах
выполняют
заповеданные
им семь
заповедей,
уничтожают
собственное
я перед
народом
Израиля и
вступают на
стезю нравственного
совершенствования
(Мусар) и
служения
Г-споду, то
они могут
жить среди
евреев и даже
учиться у
них.