Из
книги р.
Авраама
Мордехая
Готлиба
"Сулам"
(Лестница).
Публ. 13.
Черновик.
Перепечатка
запрещена
Часть
первая. Жизнь и
учение рабби Еhуды
Ашлага
Глава
вторая. Основы
системы
служения
Г-споду,
практикуемой
нашим равом
(в самых
общих
чертах).
1. Вводная
часть и
принципы 1 – 4.
Прервем
рассказ о
Святой жизни
нашего рава и
приведем
очень
краткое
изложение
принципов
системы
служения
Г-споду,
практикуемой
нашим равом.
Причина, по
которой мы
это делаем,
проста: если
дорогой
читатель не
углубится
хотя бы чуть-чуть
в принципы
служения
Г-споду, то он
не сможет
по-настоящему
понять
биографию Бааль
Сулама, его
сына Баруха
Шалома и их
учеников. Ибо
вся жизнь
этих Святых и
замечательных
людей
основывалась
на
стремлении
установить
связь с
Владыкой, с
Г-сподом, да
будет Он
восславлен.
Так
вот эту
систему он
перенял от
своих Святых
учителей адморов из Калушина, Парисова и Белза [1]; он обрел
ее в трудах,
которые выше
человеческих
сил, за годы
своей
молодости.
Благодаря
этой системе он
обрел полное
исправление
вплоть до того,
что
раскрылись
ему свыше
тайны Торы и
ее внутренняя
часть. И нет
никакого
сомнения в
том, что наш
Святой рав не
создал при
этом новой
системы, а
перенял ее от
своих учителей.
А на самом
деле, эта
система его
Б-гоподобных
предшественников
берет начало
от Святых праотцов, пророков, таннаим и так
далее вплоть
до Аризаля, Бааль
Шем Това, Виленского
гаона и Рамхаля. Но наш
Святой рав
удостоился
снискать
такую
милость в глазах
Его, да будет
Он
восславлен,
что получил с
Небес
полномочия [2]
раскрыть эти
принципы
служения
Г-споду в
необычайно
яркой форме,
подходящей
для тех
поколений,
что живут во
время, когда
слышна
поступь Машиаха.
Принцип
первый
Г-сподь,
да будет Он
восславлен, – Добрый
и Творящий
добро [3], о чем
сказано: «Добрый
и Творящий
добро как
плохим
[людям], так и
хорошим» [4], и совершенно
не в Его
правилах
получать
наслаждение
и
удовольствие;
ведь Он
совершенен в
любом из
возможных
значений
этого слова,
и от кого Он
может
получить
такую вещь,
которая бы
что-то
добавила к
Его
совершенству?
Следовательно
у Г-спода, да
будет Он
восславлен,
нет желания
получать
наслаждение
и удовольствие,
ибо это
желание
означает
ощущение
нехватки и
недостаток
совершенства,
а это не присуще
Ему, да будет
Он
восславлен.
Принцип
второй
Г-сподь,
да будет Он
восславлен,
желает облагодетельствовать
Свои творения
[5]. И
состоит это
благодеяние
в раскрытии
Его в
творениях [9], ибо
не
существует
такого
огромного и
необычайного
удовольствия,
как
удовольствие,
которое они
получают,
познавая
Творца в какой-то
мере.
Принцип
третий
По той
причине, что
Он желает
облагодетельствовать
Свои
творения, Он
создал в
душах
желание
получать
наслаждение
и
удовольствие,
потому что
таким
образом души
становятся способными
обрести эту
Благодать,
ибо без стремления
и страстного
желания,
невозможно
обрести эту
Благодать.
Например в материальном
мире мы
видим, что
чем больше человек
чего-то
желает, тем
большее
наслаждение
он от этого
получает.
Принцип
четвертый
Поскольку
желание
Творца
состоит
исключительно
в том, чтобы
облагодетельствовать
Свои
творения и
сделать им
добро, и в нем нет
никакого
желания
получать и
поскольку
желание
творений
состоит
исключительно
в том, чтобы
получать
наслаждение
и удовольствие,
и совершенно
не в том,
чтобы делать
добро, то
выходит, что
из-за этого
возникает противоположность
качеств
Творца и творений
и она
отдаляет
творения от
Творца. Как
мы видим в
материальном
мире, если
два человека имеют
противоположные
качества и
мнения, невозможно
их единение
друг с
другом. Так и в
Духовном: творения
не могут
соединиться
с Творцом и удостоиться
раскрытия
Его Б-жественности,
если их
качества не
совпадают с
качествами
Творца. Об
этом
говорили
наши мудрецы,
да будет память
о них
благословенна,
комментируя
стих «И чтобы
прилепиться
к Нему» [6]: Как же можно
прилепиться
к Нему, разве
Он не есть
Огонь
Пожирающий!? [11] [12]. Но прилепляйся
к Его
качествам:
как Он Милосерден,
так и ты будь
милосердным,
как Он сострадает,
так и ты
сострадай [13].
А также
говорили они:
([Вавилонский
Талмуд, трактат]
Сота, стр.14А):
Что означает
написанное [в
Торе] «За
Г-сподом Б-гом
вашим идите»? [14]
Если это так,
то разве
может
человек
следовать за
Шхиной [15]? И
разве уже не
сказано: «Ибо
Г-сподь Б-г
твой – Огонь
Пожирающий» [16]!?
Но
необходимо
следовать
качествам Святого
[Творца], да
будет Он
восславлен:
как Он
одевает нагих
[17], так и ты
одевай нагих,
как Святой
[Творец], да
будет Он
восславлен,
навещал
больных [18], так
и ты навещай
больных.
Конец цитаты.
Примечания
переводчика
----------------------------------
[1] Эту
систему он
перенял от
Святых
мудрецов адморов из Калушина, Парисова и Белза – об
учителях
Бааль Сулама
см. выше, в
публикации Пребывающий
в тени своих
учителей; см.
также статью
в Википедии
об Адморе из
Белза.
[2] О
полномочиях
с Небес см.
его статью Раскрытие
[одной]
крупицы
[истины] и
сокрытие
двух.
[3] Добрый и
Творящий
добро – Тэhилим 119, 68.
[4] Добрый
и Творящий
добро [3] как
плохим
[людям], так и
хорошим – из пиюта «Держащий в
руке Атрибут
Суда»,
который поет хазан
при
повторении Мусафа
в Рош
hаШана и Йом
Кипур.
[5] Когда
у Него, да
будет
восславлено
Его Имя, возникло
желание
сотворить
мир, чтобы
облагодетельствовать
Свои творения
и чтобы они
познали
величие Его и
удостоились
стать
колесницей,
вздымающей
ввысь, чтобы
прилепиться
к Нему [6], да
будет Он
восславлен,
Он создал и
наделил
Светом одну
точку из
десяти
(представляющих
собой десять
Сфирот [7]
Акудим [8],
пребывающих
в одном
сосуде), и не
проявлялись
они – Древо
Жизни Аризаля, Шаар hаКлалим
[Портал общих
принципов],
начало первой
главы.
[6] Чтобы
прилепиться
к Нему - Дварим
11, 22; 30, 20; Еhошуа 22,5.
[7] Сфира (во
множественном
числе:
Сфирот)
представляет
собой
элемент
духовного
объекта и сама
является
духовным
объектом.
Слово Сфира происходит
от слова
Сапир (сапфир).
Может
характеризовать
сосуд и Свет,
который
сосуд
получает.
Подобно тому,
как драгоценный
камень
переливается
разными цветами,
и подобно
тому, как
цветное
стекло пропускает
свет
определенного
цвета, разные
Сфирот
характеризуют
получение
сосудом Света
разного
количества и
качества.
Согласно другой
интерпретации духовные
объекты
называются
Сфирот, когда
им присуща
определенная
мера, у них
есть конец и
они
характеризуются
определенным
числом (т.е.
слово «Сфира»
происходит
от слова
«Сафар», считать).
В этом случае
духовный
объект делится
на десять
Сфирот или на
пять
основных Сфирот.
См.
Предисловие
к книге Зоар, фрагмент
Роза, п.1, второй
абзац.
[8] Акудим
– название
мира, в
котором
внутренний и
окружающий
Света
связаны друг
с другом и
соударяются
друг с
другом. Как
объясняет Бааль
Сулам в Общем
введении, п.5, это
название
происходит
от «И связал
Йицхака» (Бэрэйшит
22, 9) («И
связал» на
иврите
передается
как «ваяАкод»,
т.е. словом,
имеющим тот
же корень,
что и Акудим).
О соударении
внутреннего
и окружающего
Светов см. во
Введении в
мудрость
Каббалы, пп.33
– 42.
[9] И
состоит это
благодеяние
в раскрытии
Его в
творениях - И когда возникло
у Него
желание
простое -
сотворить
миры и
наделить
Светом
Нээцалим [10],
чтобы явить
свету
совершенство
деяний Своих
и Имена Свои
и названия
Свои, ибо
такова была
причина
Сотворения
миров. См.
Древо жизни с
Паним Меирот,
Ветвь первая,
п.
Бет. См. также
Учение о
десяти Сфирот,
часть первая,
глава первая,
тема
вторая.
[10]
Объяснение
относящегося
к творению
понятия
Нээцаль см. здесь, в
статье "Что такое
Маациль", см.
также
объяснение
понятия
"Ацилут" в
начале Ор
Шалом к п. 67 "Введения
в мудрость
Каббалы".
[11] Огонь
Пожирающий –
так
говорится о
Б-ге в Дварим
4, 24; 9, 3 и еще в трех
местах Танаха.
[12] Как же можно
прилепиться
к Нему [6], разве Он
не есть Огонь
Пожирающий!? [11] –
Вавилонский
Талмуд, трактат
Кэтубот,
стр.111Б. См.
пояснения 353 и 354
рава Готлиба
к Речи
по
завершении
книги Зоар
Бааль Сулама.
[13] Прилепляйся
к Его
качествам:
как Он Милосерден,
так и ты будь
милосердным,
как Он сострадает,
так и ты
сострадай –
Вавилонский
Талмуд, трактат
Шабат, стр.133Б.
[14] За
Г-сподом
Б-гом вашим
идите – Дварим
13, 5.
[15] Шхина –
Б-жественное
присутствие,
собрание душ
всего
Израиля; в
Предисловии
к книге Зоар
Бааль Сулама,
в п.31, это
духовное
состояние
творения,
сутью которого
является
служение
ради самой
Торы, т.е. с
альтруистической
мотивацией.
См. также
Предисловие
к Учению о
десяти
Сфирот, п.33.
[16] Ибо
Г-сподь Б-г
твой – Огонь
Пожирающий - Дварим
4, 24.
[17] Как
Он одевает
нагих – в
тексте книги
пропущена
приведенная
в Талмуде
вслед за этими
словами
цитата: о чем
написано (Бэрэйшит
3, [21]): И сделал
Господь Бог
Адаму и жене
его одежды
кожаные, и
одел их.
[18] Как
Святой [Творец],
да будет Он
восславлен,
навещал больных
– в тексте
книги
пропущена
приведенная
в Талмуде
вслед за
этими
словами
цитата: о чем
написано (Бэрэйшит
18, [1]): И явился
ему Г-сподь в
дубраве
Мамре.