Ты со Мной в сотрудничестве

 

Одиннадцатый фрагмент Предисловия к книге Зоар с комментарием Сулам рабби Еhуды Ашлага

 

61) Бэрэйшит [4]. Начал говорить рабби Шимон: И я вложил слова Мои в уста твои [430]. Много нужно сыну Адама трудиться над Торой день и ночь, ибо Святой [Творец], да будет Он восславлен, слышит голос занимающихся Торой и каждым словом Торы, для которого найден Хиддуш с помощью этого человека, работающего над Торой, Он создает один Небосвод.

 

Комментарий. Г-сподь, да будет Он восславлен, придал силу речений Своих устам праведников, что он выводит [426] [ниже]: Ты со Мной, {что означает} ты со Мной в сотрудничестве. Как Я создал Небеса и землю речением Своим, о чем сказано: Словом Г-спода Небеса сотворены [431], так и ты поступай [432]. Праведники также сотворят Небеса с помощью своих речений. И об этом начал говорить рабби Шимон, упомянув стих Вначале сотворил Б-г [4] Небеса и землю [433]. И Бара [4] означает сокрытие, закрывает и не открывает [434]. Об этом уже говорилось, и необходимо разобраться, почему Он создал их в сокрытии. И [рабби Шимон] говорит, что Он сделал так, чтобы поставить завершение исправления Небес и земли в зависимость от речений праведников и чтобы побудить их к сотрудничеству с Ним в деле Сотворения Небес и земли. И поэтому [рабби Шимон] приводит стих И я вложил слова Мои в уста твои [430].

 

И [рабби Шимон] объясняет нам, что при этом существуют две ступени создания новых Небес и земли [с помощью слов], которые [Творец] вложил в уста праведников. 1) Исправление прегрешения Адама hаРишон [269], ибо Маациль совершил исправление Небес и земли свыше до грехопадения Адама hаРишон, как Святые книги объясняют нам о Маасэ Бэрэйшит [34], что Зеир Анпин [30] и Нуква [31] [мира] Ацилут [33] поднялись к Арих Анпину [28] и Высшим Абе вэИме [29], а Адам hаРишон поднялся и облек [Парцуфы [27]] Йисраэль Сава уТвуна [86] и Зеир Анпин и Нуква [мира] Ацилут, и были у Адама hаРишон [Света] Нэфэш [40], Руах [97], Нэшама [127] [мира] Ацилут, что называется Зиhара Илаа [435], вплоть до того, что пята Адама hаРишон затмевала солнечный диск (см. [Вавилонский Талмуд, трактат] Бава Батра, стр 58[А]), а после прегрешения с древом познания он низошел до Этого, материального Мира (см. [Вавилонский Талмуд, трактат] Хагига, стр 12[А]), и его Нэфэш, Руах, Нэшама приходят к нему теперь от трех миров Брия [43], Ецира [78], Асия [79], отделенных [от Творца]. А Небеса и земля [мира] Ацилут по этой причине низошли на ступень Вав Кцавот [152] и Нэкуда [116], от Табура [94] Арих Анпина и ниже. И на праведников возложено это исправление; они должны исправить весь ущерб, нанесенный грехопадением, и вернуть и обновить Небеса и землю [мира] Ацилут, т.е. Зеир Анпина и Нукву, и вознести их к Арих Анпину и Абе вэИме, где они были до грехопадения, а сами праведники получат взамен Высшее сияние Адама hаРишон, т.е. Нэфэш, Руах, Нэшаму из мира Ацилут. 2) Ведь даже у Адама hаРишон до грехопадения не было всей полноты того, что Маациль хотел ему дать, и поэтому после того, как праведники исправят [ущерб, нанесенный] прегрешением с древом познания и обретут во всей полноте [Света] Нэфэш, Руах, Нэшама [мира] Ацилут, имевшиеся у Адама hаРишон до грехопадения, на них снова возлагается работа, заключающаяся в том, чтобы притянуть все Высшие Мохин [56], которых еще совсем не было в мире, и в этом смысл написанного: Глаз не видел Б-га кроме Тебя [436]. И эти миры, [находящиеся на ступени] «глаз не видел», которые должны заполнить праведники, называются новыми Небесами и новой землей [437], ибо они действительно новые и еще совсем не существовали в мире. Напротив, те Небеса и земля, которые праведники обновляют и возвращают такими, какими они были во время Маасэ Бэрэйшит, до грехопадения Адама hаРишон, не называются именно новыми Небесами и землей, ведь они однажды были в мире, т.к. Маациль уже Сам исправлял их до грехопадения, но они обновлены, т.к после того, как они были повреждены и уничтожены, они возвратились и были обновлены. И поэтому праведники еще не считаются сотрудничающими с Ним, да будет Он восславлен. Ведь стих И я вложил слова Мои в уста твои [430], приведенный рабби Шимоном, имеет в виду те Высшие Мохин, которых еще не доставало Адаму hаРишон, ибо они впервые создаются праведниками; ведь они еще не исходили от Маациля, и поэтому праведники, создающие их, как раз считаются сотрудничающими [с Творцом].

 

И об этом сказано: Святой [Творец], да будет Он восславлен, слышит голос занимающихся Торой и каждым словом Торы ... Зеир Анпин [30] называется голосом, а его Нуква [31] называется словом, и когда праведник занимается Торой, он поднимает Майин Нуквин [87] к Зеир Анпину и Нукве голосом и речениями его Торы, причем голос поднимается к Зеир Анпину, а речения – Нукве. И об этом сказано: Святой [Творец], да будет Он восславлен, слышит голос занимающихся Торой, ибо голос Торы возносится с Майин Нуквин к Зеир Анпину, называющемуся Святым [Творцом], да будет Он восславлен. И каждым словом Торы, для которого найден Хиддуш ... , Он создает один Небосвод; «слово» означает «речения», и все без исключения речения, для которых найден Хиддуш в Торе того, кто занимается Торой, возносятся с Майин Нуквин к Нукве, называющейся именем «слово» и «речения». Ибо таким образом создается один Небосвод; Небосвод – это по сути дела Масах [50], в соответствии с которым происходит Зивуг [76] Святого [Творца], да будет Он восславлен, с Его Шхиной [438], и это происходит благодаря Майин Нуквин, которые праведники возносят, занимаясь своей Торой.

 

А о Хиддуше он говорит применительно к слову Торы и не говорит применительно к голосу Торы. Это делается потому, что Нуква [31] для каждого Зивуга [76] нуждается в новом построении своего Есода [74], ибо после каждого Зивуга она вновь становится девственницей, и благодаря Майин Нуквин [87], [возносимым] праведниками, у нее каждый раз образуется новый Есод, т.е. вместилище для Светов Зеир Анпина [30]. И поэтому он говорит: и каждым словом Торы, для которого найден Хиддуш, ибо слово – это Мальхут [2], обновляемая именно с помощью слова Торы праведника. Ведь после каждого Зивуга вновь происходит исчезновение ее вместилища, как уже объяснялось.

 

62) Мы учили, что когда новое слово Торы выходит из уст человека, то это слово возносится и предстает перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен [439]. А Святой [Творец], да будет Он восславлен, берет это слово, целует его и венчает его семьюдесятью венцами с резными и высеченными изображениями. И это впервые появившееся слово Хохмы [18] возносится и восседает на голове праведника, оживляемого мирами, и оттуда летит и плывет по семидесяти тысяч миров, и возносится к Атику Йомин [183], представляющему собой Сфиру [3] Кэтэр [17]. А все слова Атика Йомин – это слова Хохмы сокрытых Высших тайн.

 

Комментарий. Это слово возносится ... , т.е. когда человек возносит Майин Нуквин [87] в своем слове Торы, тогда это Высшее слово, т.е. Нуква [31] Зеир Анпина [30], возносится и предстает перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен [439] для Зивуга [76] с Ним.

 

И об этом сказано: А Святой [Творец], да будет Он восславлен [439], берет это слово, целует его и венчает его ... В каждом Зивуге [76] Зеир Анпина [30] и Нуквы [31] проявляются две ступени, называющиеся Зивугом поцелуев и Зивугом Есодот [74]. Это объяснялось (выше, во фрагменте Мать одалживает [свои одежды дочери], п.16). Ибо не дополнилось Имя [440], пока Он не сотворил Свет для Света Его [441] и они не облачились друг в друга, тщательно разберись в том, что там написано. Ведь это означает, что кроме [Зивуга для] уровня Хохма [18], нужен второй Зивуг для уровня Хасадим [20], чтобы уровень Хохма облачился в уровень Хасадим; поэтому каждый Зивуг включает два Зивугим: 1) для уровня Хохма, и этот Зивуг называется Зивугом поцелуев, совершающимся в Пэ [85] дэРош [45], т.е. для уровня Рош и трех первых Сфирот [3]. 2) Для уровня Хасадим, и этот Зивуг называется Зивугом Есодот, что означает «для уровня Хасадим». И об этом сказано: А Святой [Творец], да будет Он восславлен, берет это слово, т.е. Нукву, целует его, что означает Зивуг поцелуев для уровня трех первых Сфирот, и венчает его, что означает Зивуг Есодот для уровня Хасадим, ибо тогда облачается Хохма в Хасадим и Нуква увенчивается полными Мохин [56].

 

И об этом сказано: Семьюдесятью венцами с резными и высеченными изображениями. Полные Мохин [56] Нуквы [31] называются семьюдесятью венцами. Ибо Нуква – это седьмой день, и когда она получает от Зеир Анпина [30], что соответствует десяткам, она становится семьюдесятью, а Мохин называются венцами, и поэтому они называются семьюдесятью венцами. И он говорит, что они с резными и высеченными изображениями, т.е. благодаря Майин Нуквин [87], [вознесенным] праведниками, они становятся вместилищем для этих семидесяти венцов.

 

И об этом сказано: И это впервые появившееся слово Хохмы [18] возносится и восседает на голове праведника, оживляемого мирами. Выше объяснялось, что существуют две стадии обновления Небес и земли, т.е. Зеир Анпина [30] и Нуквы [31]: 1) вернуть венец в прежнее состояние, чтобы он стал таким, каким он был до грехопадения Адама hаРишон [269], и ты должен знать, что благодаря этому обновлению Нуква называется именем слово Торы и именно это объяснял до сих пор рабби Шимон. 2) Обновление Небес и земли с помощью Высших Мохин [56], которые не обрел даже Адам hаРишон, и благодаря этому Нуква называется  именем слово Хохмы. И об этом обновлении он нам теперь продолжает давать разъяснения. И он говорит: И это впервые появившееся слово Хохмы возносится и восседает на голове праведника, оживляемого мирами, что соответствует смыслу того, о чем говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: Праведники сидят с венцами на головах [и наслаждаются блеском Шхины] ([Вавилонский Талмуд, трактат] Брахот, стр.17[А]) [442]. Ибо благодаря Майин Нуквин [87], [вознесенным] праведниками, уже достигшими совершенства в Зиhара Илаа [435] дэАдам hаРишон подобно рабби Шимону и его ученикам, возносится Нуква Зеир Анпина, чтобы стать венцом на голове праведника, т.е. Зеир Анпина в смысле его Есода [74], и таково значение [выражения] «оживляемый мирами». Комментарий. Свет Хохма называется Светом Жизни [443], и поскольку Зеир Анпин может притянуть Свет Жизни только с помощью Нуквы (как сказано выше, [во фрагменте Цветы], в п.5, начиная со слов «И посадил», посмотри, что там говорится), считается, что он оживляется только во время его Зивуга [76] с Нуквой, называемой миром, поэтому он в это время называется «оживляемый мирами». А также считается, что Нуква является венцом на его голове, ибо Мохин, называемые венцом, проистекают от ступени Нуква, т.к. он без нее бы не удостоился их. И в этом смысл сказанного: «И не переставал лелеять ее, пока не назвал ее ‘моя мама’» (Мидраш Шир hаШирим [Рабба], конец третьей части) [444]. Ибо следствие считается сыном причины. А поскольку Нуква была причиной Света Жизни Зеир Анпина, то в этом смысле Нуква становится его матерью.

 

И об этом сказано: И оттуда летит и плывет по семидесяти тысяч миров. После того, как она совершила Зивуг [76] с Зеир Анпином [30], что является смыслом [слов] «венец на голове праведника», она летит и возносится еще выше, т.е. к Арих Анпину [28], и там обретаются семь ее Сфирот [3], что является смыслом семи десятков тысяч миров, и их число равно семидесяти тысяч. Ведь десятки тысяч означают Сфирот Арих Анпина, как уже говорилось [445]. И  оттуда она возносится выше, до Атика Йомин [183]. И об этом сказано: И возносится к Атику Йомин, ибо от Арих Анпина она поднимается до Атика Йомин. И он перечисляет подъемы Зеир Анпина и Нуквы [31] один за другим до Атика Йомин, и это происходит благодаря тому, что достигшие совершенства праведники [возносят] Майин Нуквин [87]. Причем Зивуг венца на голове праведника происходит благодаря ее подъему к Высшим Абе вэИме [29], а оттуда она поднимается к Арих Анпину, что является смыслом семидесяти тысяч миров, а оттуда – к Атику [183], т.е. до самого высокого уровня.

 

И об этом сказано: А все слова Атика Йомин [183] – это слова Хохмы [18] сокрытых Высших тайн. Он объясняет, какими достоинствами обладают Мохин [56], которыми наделяется Нуква [31] благодаря ее подъему к Атику Йомин, и говорит: А все слова Атика Йомин, т.е. все уровни, обретаемые от Атика Йомин, – это слова Хохмы сокрытых Высших тайн, т.е. это ступень трех первых Сфирот [3] Хохмы, причем [выражение] слова Хохмы указывает на уровень Хохма, а сокрытые Высшие тайны означает три первых Сфирот Хохмы. И они раскрываются исключительно посредством подъема туда, где находится Атик Йомин, и не ниже этого.

 

63) И это сокрытое слово Хохмы [18], обновленное здесь, в Этом Мире, поднимаясь, соединяется с этими словами Атика Йомин [183] и возносится, и нисходит вместе с ними, и входит в восемнадцать сокрытых миров, [находящихся на ступени] глаз не видел Б-га кроме Тебя [436]. И они выходят оттуда, и летят, и прилетают; они наполняются и достигают совершенства, и удостаиваются предстать перед Атиком Йомин. В это время Атик Йомин принимает это слово и оно для Него является наиболее желанным из всех. При этом Он берет это слово и увенчивает его тремястами семьюдесятью тысяч венцов. И это слово Хиддушей Тора, летит, возносится, нисходит, и из него образуется один Небосвод.

 

Комментарий. Во время подъема Нуквы [31] к Атику Йомин [183] она присоединяется к Зивугу [76], происходящему там, и поднимает возвращающийся Свет, и притягивает прямой Свет со ступени Атик Йомин. И возносится означает, что она поднимает возвращающийся Свет снизу вверх. А нисходитозначает, что она притягивает прямой Свет сверху вниз. И при этом она обретает Хохму [18] в Высших сокрытых тайнах, как уже говорилось. А то, что они говорили вместе с ними, указывает на то, что она присоединяется к возвращающемуся Свету и прямому Свету, находящимся в Самом Атике.

 

И об этом сказано: И входит в восемнадцать сокрытых миров, [находящихся на ступени] глаз не видел Б-га кроме Тебя [436], ибо Зивуг [76], происходящий в Атике [183], также происходит на Есоде [74], имеющемся у Атика, и он также является праведником, оживляемым мирами [446], подобно Есоду Зеир Анпина [30] во время его подъема к Высшим Абе вэ Име [29], о чем уже говорилось. Но различие состоит в том, что этот Есод Атика [находится на ступени] глаз не видел Б-га кроме Тебя [436]. Ибо Зивуг Есода происходит в соответствии с Масахом [50], по сути дела, представляющим собой противодействие, как известно, поднимающее возвращающийся Свет, чтобы облечь прямой Свет. А ниже, в Абе вэИме, Масах считается ступенью крыльев, скрывающих Высший Свет, когда его отражают обратно, и это указывает на то, что ему присуща сила Атрибута Суда, и в этом смысл того, что любой возвращающийся Свет называется Светом Суда. Иначе обстоит дело в упомянутом выше Есоде Атика, потому что там говорится: «Не скроется больше учитель твой ...» (Ешаяhу 30, [20]). Ибо хотя Масах поднимает возвращающийся Свет снизу вверх, тем не менее в нем нет ступени крыльев. И поэтому он называется восемнадцатью сокрытыми мирами [446], [находящимися на ступени] глаз не видел Б-га кроме Тебя. Т.е. там больше нет ступени крыльев, скрывающих от чужого глаза; ведь нет там никаких законов [447] кроме «глаз не видел Б-га кроме Тебя». И разберись в этом хорошенько. Ибо ступень, [располагающаяся от Абы вэИмы и возвращающая Свет] снизу вверх называется сокрытыми [мирами], но она находится в состоянии «глаз не видел ...». И об этом они говорили: Они выходят оттуда, и летят, и прилетают; они наполняются и достигают совершенства, ибо «они выходят оттуда» по сути дела означает в «результате Зивуга, соответствующего Масаху, называющемуся восемнадцатью сокрытыми мирами, [находящимися на ступени] глаз не [видел Б-га кроме Тебя]»; «И летят» означает «она поднимает возвращающийся Свет снизу вверх»; а «и прилетает» означает, что она притягивает прямой Свет сверху вниз; и тогда они наполняются и достигают совершенства; наполняются прямым Светом от Хохмы в Высших сокрытых тайнах [18]; и достигают совершенства на ступени возвращающегося Света, в котором не никакого Атрибута Суда, но Он всецело является Атрибутом Абсолютного Милосердия таким же, как прямой Свет. И тогда они удостаиваются предстать перед Атиком Йомин [183], ибо они готовы облечь [Парцуф [27]] Атик Йомин.

 

И об этом сказано: В это время Атик Йомин [183] принимает это слово и оно для Него является наиболее желанным из всех: «принимает» - это по сути дела удовольствие [448], ибо этот великий и совершаемый в горних высях Зивуг [76] приводит к тому, что Атик Йомин начинает испытывать огромное удовольствие. И это происходит потому, что все миры вместе и все, что в них, в это время объединяется в Нукве [31]. И об этом сказано: И оно для Него является наиболее желанным из всех, ибо это удовольствие приходит к Нему из всех миров одновременно, достигая абсолютного совершенства и высоты, на которой сотворены миры.

 

И об этом сказано: Он берет это слово и увенчивает его тремястами семьюдесятью тысяч венцов. Комментарий. При этом Он наделяет [Нукву [31]] Мохин [56], проистекающими из высей самого Атика [183] и представляющими собой Хохму [18], Бину [19], Тифэрэт [22] и Мальхут [2], причем каждая из них имеет числовое значение сто тысяч; ведь числовое значение каждой из Сфирот [3] [Парцуфа [27]] Атик равно ста тысяч, как уже говорилось [449]. Но разница состоит в том, что о верхних тридцати Хохмы написано: Был он самым именитым из тридцати, но [доблести] трех [первых храбрецов] он не достиг (Шмуэль 2, 23, [23]) [450], т.е., хотя она получает [Свет] и удостаивается почестей также и со стороны трех первых Сфирот Хохмы [Парцуфа] Атик, составляющих верхние тридцать тысяч, как он говорит выше [451], вместе с тем она не может подняться к самим тридцати тысяч и облечь их. А причина этого состоит в том, что если бы Нуква облекла и эти тридцать тысяч, она бы при этом была уничтожена, как свеча перед факелом [452]. Поэтому она получает от Атика только триста семьдесят тысяч венцов, т.е. четыреста тысяч, из которых по уже упомянутой причине вычтены тридцать тысяч.

 

И об этом сказано: Это слово летит, возносится, нисходит, и [из него] образуется один Небосвод. «Летит» означает «взлетает вверх», а «летит и возносится» означает, что оно поднимает возвращающийся Свет снизу вверх. И «нисходит», ибо благодаря поднимаемому ею возвращающемуся Свету, оно вместе с прямым Светом нисходит сверху вниз. [И из него] образуется один Небосвод, ибо благодаря тому, что возвращающийся Свет облекает прямой Свет, там образуется один Небосвод. Ведь после Зивуга [76], произошедшего в соответствии с тем самым Масахом [50], что установлен в Мальхут [3] для того, чтобы поднять возвращающийся Свет, и появляющимся в Нукве [31] благодаря добрым делам и Майин Нуквин [87], поднятым [праведниками] для того, чтобы, как говорилось выше, доставить удовольствие своему Творцу, [Зивуг] происходит на ступени Небосвода, ибо благодаря этому [Масаху] праведники обретают уровень Зивуга, происходящего в соответствии с этим Масахом. А дело в том, что когда эта ступень нисходит к праведникам благодаря Небосводу, она оказывается облачившейся  в одеяние, притянутое от этого Небосвода и представляющее собой возвращающийся Свет, отражающийся от Небосвода и того, что ниже него, вместе с прямым Светом, находящимся от Небосвода и выше, и таким образом они приходят облачившимися друг в друга для постижения праведниками.

 

И эти слова объясняются следующим образом. У тех праведников, что удостоились подобного совершенства, позволяющего вознести Майин Нуквин [87] для Зивуга [76], происходящего столь высоко, уже нет совершенно ничего от ступени получения ради собственных нужд, и Майин Нуквин были вознесены ими, потому что они желали делать добро, а не получать, и поэтому своими добрыми делами и с помощью Майин Нуквин они обретают ступень Масаха [50] для Нуквы [31] и подготавливают ее к этому великому Зивугу, ибо сама подготовка – это по сути дела возвращающийся Свет, поднимающийся вверх от Масаха Нуквы; ведь все поднимающееся снизу вверх – это по сути дела акт альтруизма и отказа от получения ради себя, и при этом происходит Зивуг дэhАкаа [51] с Высшим Светом, и Высший Свет облачается в одеяние возвращающегося Света, который поднимается. Так вот Свет, нисходящий сверху вниз и облачающийся в возвращающийся Свет, приходит для получения к низшему, т.е. к тому праведнику, который вознес Майин Нуквин, ибо все, [о чем говорят], что оно приходит сверху вниз, приходит для получения. А поскольку Высший Свет [на пути] к низшему проходит через Небосвод, следовательно Он берет с собой от Небосвода одеяние возвращающегося Света, и низший получает этот Свет внутри этого Его одеяния. И это означает, что и после того, как [Свет] этого уровня пришел для постижения к низшему, низший совершенно не получает наслаждения от этого низошедшего к нему Света сверх количества, которое доставляет удовольствие его Создателю, иными словами, [он получает] Высший Свет в том количестве, которое облекает одеяние возвращающегося Света. При этом он считается получающим с альтруистической мотивацией, и он не получает ничего, если это не является альтруистическим действием по отношению к его Создателю. И поэтому получение облечено в альтруистическое действие, прямой Свет – в возвращающийся Свет. И именно это он уточняет и подчеркивает, [говоря]: Это слово летит, возносится, нисходит, и [из него] образуется один Небосвод, и это означает, что низшие получают его только через Небосвод, т.е. вместе с его одеянием, как уже говорилось.

 

64) А также все без исключения слова Хохмы [18], становятся Небосводами и предстают в совершенстве пред Атиком Йомин [183], и Он называет их новыми Небесами. Т.е. обновленными Небесами, являющимися сокрытыми тайнами Высшей Хохмы. И все остальные обновленные слова Торы, не проистекающие от ступени Высшей Хохмы, предстают пред Святым [Творцом], да будет Он восславлен, и возносятся, и становятся Землями Жизни, и нисходят, и увенчиваются на одной земле. И обновляется вся земля и становится новой благодаря этому слову, обновленному Торой.

 

Комментарий. Таким образом праведники всегда продолжают возносить Майин Нуквин [87] и притягивают эти высокие ступени от Атика Йомин [183] с помощью этих Небосводов, образовавшихся благодаря Зивугу [76] Высшего. И из этих Небосводов по сути дела образовались новые Небеса, обновляющиеся на ступени Атик Йомин, как уже говорилось. И поэтому эти Высшие постижения называются именем сокрытые тайны Высшей Хохмы; это связано с тем, что они приходят облачившимися в одеяние, проистекающее от этих Небосводов.

 

И об этом сказано: Остальные ... слова Торы ... на одной земле. И обновляется вся земля и становится новой. Ибо на каждом уровне есть Хохма [18] и Бина [19], Тифэрэт [22] и Мальхут [2], и до сих пор говорилось только об одной только ступени тайн Хохмы, а не о Бине, Зеир Анпине [30] и Мальхут, имеющихся на каждом уровне. И об этом сказано: И становятся Землями Жизни, т.к. все они становятся ступенью Бина, называющейся Землей Жизни. И нисходят, и увенчиваются на одной земле, т.е на Мальхут, называющейся просто землей; и обновляется вся земля и становится новой, ибо Мальхут была увенчана и обрела все ступени Земель Жизни, т.е. Бины, и благодаря этому поднялась Мальхут, чтобы стать Биной. И называется она теперь новой землей, т.к. то, что до этого было ступенью Мальхут, теперь является ступенью Бина. И в этом смысл того, что в будущем БОН [453] станет САГ [91], а МА [454] станет АБ [90]. Поскольку ступень Небес – это Зеир Анпин. А теперь, на ступени Атик Йомин [183], они пребывают в тайнах Высшей Хохмы; ведь МА, т.е. Зеир Анпин, становится ступенью АБ, т.е. Хохмой. А ступень земля, т.е. Нуква [31] Зеир Анпина, становится ступенью САГ, т.е. Биной. И следовательно новые Небеса и новая земля – это по сути дела МА и БОН, прекратившие существование и ставшие АБ САГ [455].

 

65) И об этом написано: «Ибо как новые Небеса и новая земля, которые Я создаю, пребывают пред Ликом Моим ...» [456]. Написано не «создал», а «создаю»; используется именно такая формулировка, потому что Он всегда создает новые Небеса и землю из этих Хиддушим и тайн Торы. И об этом написано: И я вложил слова Мои в уста твои и в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы вдохнуть жизнь в Небеса и основать землю [430]. «Небеса» написано не с определенным артиклем, а без него. Определенного артикля нет потому, что это связано не с собственно Небесами, а с обновленными Небесами, созданными из речений Торы.

 

Комментарий. Написано не «создал», а «создаю» ... – это говорится для того, чтобы избежать ошибки при объяснении слов стиха «новые Небеса и новая земля» [456] [и не сказать], что это подобно ситуации, когда некоторый объект достаточно создать и обновить однократным действием для, того, чтобы он утвердился. Ибо это не так, потому что над этим нужно постоянно работать. Ведь праведники уже обрели совершенное Высшее сияние и они постоянно продолжают создавать новые Небеса и землю. И об этом сказано: «Праведники продолжают обретать все новые силы» ([Вавилонский Талмуд], конец [трактата] Брахот) [457]. И он приводит доказательство этого, ибо написано: «новые Небеса и новая земля, которые Я создаю» [456] и не написано: «которые Я создал»; ведь эти Небеса и земля постоянно продолжают обновляться благодаря Хиддушим Торы, создаваемым достигшими совершенства праведниками. Кроме того, в качестве доказательства он приводит то, что в выражении  «вдохнуть жизнь в Небеса» [430] слово «Небеса» пишется без определенного артикля, ибо если бы это делалось один раз, то в этом выражении слово «Небеса» должно было бы писаться бы с определенным артиклем. А поскольку слово «Небеса» пишется без определенного артикля, это означает, что действие совершается всегда.

 

66) Сказал рабби Элазар: Что означает «И в тени руки Своей укрыл тебя» [430]? Сказал ему [рабби Шимон]: Когда передавалась Тора Моше, пришло огромное множество Высших ангелов, чтобы пламенем своих уст сжечь его, [и они пытались это сделать], пока не защитил его Святой [Творец], да будет Он восславлен. А теперь, когда слово Хиддуша Торы возносится, увенчивается и предстает перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен, Он защищает это слово и укрывает этого человека, чтобы им это не было известно, а чтобы это знал только Святой [Творец], да будет Он восславлен, и чтобы не завидовали они этому слову, пока не образуются из него новые Небеса и новая земля. И об этом написано: и в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы вдохнуть жизнь в Небеса и основать землю [430]. И выходит, что каждое слово возносится сокрытым для глаза ради Высшей пользы. И об этом написано: И в тени руки Своей укрыл тебя. А «для того, чтобы оно было защищено и укрыто от глаза» означает «ради Высшей пользы», и об этом написано: чтобы вдохнуть жизнь в Небеса и основать землю, - как мы учили, т.е. чтобы из этого выросли новые Небеса и земля.

 

И в тени руки Своей укрыл тебя [430] ... Имеется в виду одеяние, о котором говорилось выше, распространяющееся от Небосвода, облекающее и скрывающее уровень Мохин [56] (см. выше, начиная со слов «[И об этом сказано:] Это слово» [458], посмотри, что там написано). Ибо это одеяние представляет собой тень, укрывающую Мохин, чтобы спрятать их от взгляда чужаков, и о них известно лишь одному Святому [Творцу], да будет Он восславлен. И он объясняет причину: это делается, чтобы скрыть эти великие ступени от ангелов-служителей, дабы они не завидовали ему. Эта зависть ангелов связано с тем, что они чисты от природы, и поэтому, когда они смотрят на праведника, они обнаруживают у него недостатки, и они завидуют ему, что он удостоился столь высокой ступени, и затем обвинители настаивают на том, что у праведника есть недостатки, которые у него обнаружили ангелы. И поэтому, когда ступень облачается в это одеяние, [распространяющееся от] Небосвода, оно отмеряет для него ступень так, чтобы он не получил на ней больше, чем это нужно для пользы Высшего, да будет Он восславлен. Таким образом праведник оберегается от зависти ангелов, ибо так он может уберечься от вреда, который ему мог бы быть нанесен на ступени столь же высокой, как ступень ангелов.

 

И об этом сказано, что каждое слово возносится сокрытым для глаза ради Высшей пользы. Это указывает на то, что глаз видит, а сердце вожделеет [459], и он не может уберечься и сохранить свои помыслы чистыми и направленными только на то, чтобы доставить удовольствие своему Создателю, но он также получает ради своей собственной выгоды. Однако, когда оно сокрыто для глаза, т.е. облечено в одеяние, [распространяющееся от] Небосвода, он может быть уверен, что не получит больше, чем нужно для пользы Высшего, да будет Он восславлен. И об этом они говорили: А «для того, чтобы оно было защищено и укрыто от глаза» [означает] «ради Высшей пользы», как уже объяснялось.

 

67) И сказать Цийону: «Ты – народ мой» [430]: и сказать (т.е. сказать) этим вратам и этим словам, нагроможденным [460] друг на друга, т.е [сказать этим] Хиддушим Торы «Со мной Ты»; читай не «Ты – народ мой», где под буквой Айин стоит огласовка Патах, а «Со мной Ты» , где под буквой Айин стоит огласовка Хирик [461], чтобы быть сотрудничающим со Мной; как Я создал Небеса и землю [433] речением Своим, как сказано: Словом Г-спода Небеса сотворены [431], так и ты поступай, чтобы словами мудрости своей ты создал новые Небеса и землю [462]. Счастливы те, кто трудятся над Торой.

 

Комментарий. Ступень получения называется вратами, т.е. вратами открытыми для получения [463], а ступень альтруистических деяний с помощью Майин Нуквин [87] называется словами, как уже говорилось [464]. И он говорит, что они нагромождены друг на друга, т.е. они облачаются одно внутрь других и благодаря этому они нагромождены.

 

68) А если ты скажешь, что слово Хиддуша, [исходящее от] каждого человека, и даже, если он не знает того, о чем говорит, имеет такое действие, то приходи и посмотри [465], что если тот, кто не знает стези, ведущей в тайны Торы, произнес новые слова, истинного смысла которых он как следует не знает, то это слово Хиддуша возносится, и выходит к этому слову коварный лжец от Нуквы [31] бездны великой, и преодолевает он пятьсот завес, чтобы получить это слово, и берет слово, и идет с этим словом к своей Нукве, и создает в ней поддельный небосвод, называющийся запустением.

 

Объяснение этих слов. Ты уже знаешь, что смысл Майин Нуквин [87], возносимых праведниками, состоит в том, чтобы доставить удовольствие их Создателю, т.е. для Высшей пользы; эти [Майин Нуквин] называются именем «обновившиеся слова Торы», ибо они обновляются с помощью Высшего Зивуга [76], и Зеир Анпин [30] и Нуква [31] получают новые Мохин [56] с помощью этих [Майин Нуквин], пока они благодаря этому не удостаиваются состояния, о котором написано: Чтобы вдохнуть жизнь в Небеса и основать землю ... [430], и становятся [праведники] сотрудничающими со Святым [Творцом], да будет Он восславлен, ибо благодаря им появляются новые Небеса и земля с помощью их слов, как уже говорилось. И он говорит: «Однако если тот, кто не знает стези, ведущей в тайны Торы», т.е. тот, кто не сведущ в стезях Г-сподних настолько, чтобы знать, как уберечься и не понести ущерба на Высших ступенях. А тот, кто говорит себе, что мотивирует [действия] Высшей пользой, тем не менее вводит себя в заблуждение, т.к. он не знает со всей ясностью, что в душе его и что его деяния не мотивируются, Б-же упаси, его собственными нуждами, а наказание за это очень велико, ибо он придает силы Клипот [48] убивать сынов человеческих [466], как он объясняет и продолжает объяснять далее; и об этом сказано: Произнес новые слова, истинного смысла которых он как следует не знает, т.е. вознес Майин Нуквин для Высшего Зивуга и как следует не знает обо всех своих нуждах, которые он на самом деле преследует, тогда оказывается, что тот коварный лжец, [о котором говорит книга Зоар], преодолевает завесы и совершает надругательство над этим словом, как сказано здесь и продолжает излагаться далее.

 

И об этом сказано: Коварный лжец от Нуквы [31]  бездны великой; ведь в Клипот [48] также есть Дэхар [121] и Нуква, причем Дэхар называется подделкой, а Нуква называется ложью. А объяснение этих слов таково: Дэхар Клипы не является таким большим злом, как Нуква; когда он один, он не побуждает сынов Адама лгать Именем Святого [Творца], да будет Он восславлен, а совсем наоборот: он говорит приятное, чтобы ввести в заблуждение, а [на самом деле] он является недоброжелателем согласно смыслу написанного: «Не вкушай хлеба недоброжелателя [...], ‘Ешь и пей’, - скажет он тебе, а сердце его не с тобою» (Мишлей 23, [6 – 7]), и всякий, кто попадается в его руки, всуе произносит Имя Г-спода, ибо он отделен от Г-спода, да будет Он восславлен, и не может обрести никакой Благодати. И в этом смысл того, что говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: ни один высокомерный человек, говорит Святой [Творец], да будет Он восславлен, не может жить со мной под одной крышей ([Вавилонский Талмуд, трактат] Сота, стр 5А, [цитируется приблизительно]). Ибо, поскольку он мотивирует получение своими собственными нуждами, обретая гордыню, становясь высокомерным и т.д.; ведь он попал под власть недоброжелателя, то следовательно возносимые им Майин Нуквин [87] не притягивают свыше никакой Благодати, и он всуе произносит Имя Г-спода. И поэтому Дэхар Клипы называется подделкой. Ведь Святой [Творец], да будет Он восславлен, не может прилепиться к этому человеку, чтобы жить с ним под одной крышей.

 

А Нуква [31] Клипы [48] называется именем ложь, ибо после того, как этот человек попал под власть Дэхара [121], называющегося подделкой, у [Дэхара] пояляются силы совершить Зивуг [76] со своей Нуквой, являющейся злой и горькой Клипой, которая искажает Имя Святого [Творца], да будет Он восславлен, и ложно клянется Им, а затем она нисходит и искушает [его], и возносится вверх, и обвиняет [его], и забирает его душу от него.

 

И поэтому [Дэхар [121]] называется коварным человеком; ведь сначала он говорит тебе: «Ешь и пей», - это делается для того, чтобы [человек, с которым он говорит], вознес Майин Нуквин [87] вверх, к Святому [Творцу], да будет Он восславлен, и притянул Благодать для Высшей пользы, и тому кажется, что это происходит со стороны Святости, а затем с помощью своей подделки он совершает Зивуг [76] с Нуквой [31]  бездны великой, причем с помощью ее лжи он берет его душу и убивает его. И об этом сказано: коварный лжец от Нуквы  бездны великой; ведь он превращается в лжеца только с помощью Нуквы  бездны великой, с которой он соединяется, а не самостоятельно.

 

И об этом сказано: И преодолевает он пятьсот завес, чтобы получить это слово. Комментарий. Ибо Источником, от которого проистекают Зеир Анпин [30] и Нуква [31] нечистоты, являются только Вав Кцавот [152] и Нэкуда [116], т.е. они противостоят только [ступени] Вав Кцавот и Нэкуда Зеир Анпина и Нуквы Святости, и нет у них никакого места и сил, чтобы распространить свою власть на Бину [19]. Но при помощи этого слова, т.е. Майин Нуквин [87], которые возносит низший, он придает силы Дэхару [121] нечистоты распространиться на семь нижних Сфирот [3] Бины, притягиваемых к Зеир Анпину и Нукве Святости, основой которых являются только пять Сфирот Хэсэд [20], Гвура [21], Тифэрэт [22], Нэцах [23], hОд [24], называющиеся пятьюстами завес; ведь Сфирот Бины исчисляются сотнями, как известно [467], и об этом сказано: И преодолевает он пятьсот завес, чтобы получить это слово, ибо во время поднятия Майин Нуквин он тотчас же обретает силы распространиться в не принадлежащее ему место, т.е. к пяти нижним Сфирот Хэсэд, Гвуре, Тифэрэт, Нэцах, hОд Бины, называющимся пятьюстами завес. Чтобы получить это слово. Т.е. ступень Майин Нуквин, вознесенных человеком, не знающим, действительно ли он мотивирует свои действия стремлением доставить удовольствие своему Создателю.

 

И об этом сказано: И идет с этим словом к своей Нукве [31], и создает в ней поддельный небосвод, называющийся запустением. Т.е. он совершает Зивуг [76], соответствующий этим Майин Нуквин [87], со своей Нуквой бездны великой и притягивает к себе Света Святости в свое владение и для своего строения подобного новым Небесам Святости, образующимся благодаря Майин Нуквин Святости, как уже говорилось [462]. И эти небеса, которые он притянул, совершая свой Зивуг, называются поддельным небосводом, проистекающим от ступени Дэхар [121] и от ступени его соединения с Нуквой бездны великой и называющимся небосводом запустения. Ибо запустение – это имя Дэхара, а имя Нуквы – бездна [468], и об этом сказано: и создает поддельный небосвод с помощью своей собственной ступени, называющийся запустением, и соединяясь с бездной, т.е. с Нуквой.

 

69) И этот коварный человек пролетает по этому поддельному небосводу шесть тысяч завес за один раз. И после того, как возникает этот поддельный небосвод, тотчас же появляется развратная женщина и обретает силу на этом поддельном небосводе, и соединяется с ним. И оттуда она выходит и убивает много тысяч и десятков тысяч. Ибо когда она находится на этом небосводе, она обладает силой и способностью летать и миновать любой мир в одно мгновенье.

 

Комментарий. Те Мохин [56], что были притянуты им на этом поддельном небосводе, проистекают от Ситры Ахры [67], противостоящей Хохме [18] Святости, Сфирот [3] которой исчисляются тысячами. И об этом сказано: И пролетает по этому небосводу, т.е. он пролетает [по нему] и с его помощью обретает власть над шестью тысяч завес за один раз, над шестью Сфирот Хэсэд [20], Гвура [21], Тифэрэт [22], Нэцах [23], hОд [24], Есод [74] дэХохма, называющимися шестью тысяч завес и проистекающими от Хохмы.

 

И об этом сказано: После того, как возникает этот поддельный небосвод, тотчас же появляется развратная женщина и обретает силу на этом поддельном небосводе, и соединяется с ним; т.е. по завершении создания новых небес Клипы [48] Дэхара [121], только называющихся именем поддельные [небеса], раскрывает Нуква [31] бездны великой свою силу, и используя свою силу, она нападает на небосвод, ложно [клянясь] Именем Святого [Творца], да будет Он восславлен, и она летает по небосводу, и тогда он называется небосводом запустения, как уже говорилось.

 

И об этом сказано: И оттуда она выходит и убивает ... Ибо когда она находится на этом небосводе, она обладает силой и способностью летать и миновать любой мир в одно мгновенье. Ведь находясь в соединении с этим небосводом, она обретает силу и возвеличивается еще больше уровня Дэхара [121], поскольку Дэхар вырос только до Вав Кцавот [152] дэХохма [18], представляющих собой шесть тысяч завес, как уже говорилось, а Нуква [31] с его помощью выросла до полных десяти Сфирот [3], т.е. до полного мира; и об этом сказано: Она обладает силой и способностью летать и миновать любой мир,  т.е. полный мир, состоящий из десяти Сфирот, в одно мгновенье, согласно смыслу сказанного: Сколько длится Его гнев? Мгновение ([Вавилонский Талмуд, трактат] Брахот, стр. 7А). И поэтому она обладает силой великой убивать сынов человеческих [466] тысячами и десятками тысяч. Согласно смыслу написанного: Ибо многих убитыми повергла она (Мишлей 7, [26]). И объяснял нам рабби Шимон, что «это в противовес тому создал Б-г» [254] [469]; и подобно тому, как благодаря Майин Нуквин [87], вознесенным праведниками, всегда отстраиваются новые Небеса и земля ради Святости, так и благодаря поднятию Майин Нуквин теми, кто как следует не знает, как служить Святому [Творцу], да будет Он восславлен, продолжают отстраиваться небеса и земля для Клипот [48].

 

70) И об этом написано: Горе навлекающим на себя грех поддельными веревками [470]. Грех – это Дэхар [121]. И преступление – словно канатами телеги [470]. Что такое преступление? Это Нуква [31], т.е. упоминавшаяся выше развратная женщина, называющаяся преступлением. Он, тот, кто совершает преступление, навлекает на себя то, что называется грехом, т.е. Дэхара, этими поддельными веревками. А затем, словно канатами телеги, - преступление. Ибо он навлекает на себя эту Нукву, называющуюся преступлением; ведь она обретает там силы, чтобы летать и убивать сынов человеческих. И поэтому [написано]: Ибо многих убитыми повергла она [471]. Кто повергла? [Женщина, называющаяся] преступлением и убивающая сынов человеческих. А кто стал причиной этого? «Знаток Торы», недоучившийся и ставший учителем. Да избавит нас [от этого Г-сподь] Милосердный!

 

Комментарий. Как уже говорилось, Дэхар [121] не столь зол, как Нуква [31], т.к. он являет себя подобием Святости согласно смыслу написанного: «‘Ешь и пей’, - скажет он тебе, а сердце его не с тобою» (Мишлей 23, [7]), и поэтому он называется поддельным. Но по этой причине у него больше сил для того, чтобы захватить сынов Адама и установить над ними свою власть, а после того, как [человек] попал под его власть, он приходит и совершает Зивуг [76] со своей Нуквой, и тогда словно канатами телеги – преступление [470] затягивает его в бездну великую. И именно это означает стих «Горе навлекающим на себя грех поддельными веревками [470]». Причем поддельный только связывает его веревками и захватывает его, а затем он бросает его перед своей Нуквой, и тогда словно канатами телеги – преступление, причем преступление бросает его в бездну великую и убивает его. И об этом сказано: [Женщина, называющаяся] преступлением и убивающая сынов человеческих.

 

71) Сказал рабби Шимон ученикам: В просьбе, исходящей от вас, да не произнесут уста ваши слова Торы, которого вы бы как следует не знали и надлежащим образом не переняли от авторитета великого. Дабы вы не были причиной того, чтобы это преступление убило мириады сынов человеческих ни за что. Стали все говорить: Да избавит нас [от этого Г-сподь] Милосердный, да избавит нас [от этого Г-сподь] Милосердный!

 

Комментарий. Слова Торы ... Это значит: если вы сами знаете, что это истина, а если нет, то вы должны перенять то, как нужно служить Г-споду, надлежащим образом от авторитета великого, т.е. от великого человека, на которого можно положиться. Дабы вы не были причиной и т.д.

 

72) Приходи и посмотри [465], что с помощью Торы сотворил Святой [Творец], да будет Он  восславлен, мир. И усвойте это, ибо написано: И была я у Него питомицею, и была я радостью каждый день [472]. Следовательно о Торе [сказано], что Святой [Творец], да будет Он  восславлен, развлекался с ней две тысячи лет перед тем, как был сотворен мир (как сказано выше, [фрагмент Буквы рава hАмнуны Савы], п.22). И посмотрел Он на нее раз и два, и три, и четыре раза, а затем сообщил им. И в конце сделал дело с ее помощью. Чтобы научить сынов человеческих не ошибаться в ней. Как ты говоришь [166], тогда Он увидел ее, и сосчитал ее [буквы], подготовил ее, а также исследовал ее и сообщил человеку [473]. Ибо «увидел» - это один раз. «И сосчитал ее [буквы]» - это второй раз. «Подготовил ее» - это третий раз. «А также исследовал ее» - это четвертый раз. А затем сообщил им, т.е. «и сообщил человеку».

 

73) И в соответствии с этими четырьмя разами, о которых написано: «Тогда Он увидел ее, и сосчитал ее [буквы], подготовил ее, а также исследовал ее» [473] сотворил Святой [Творец], да будет Он  восславлен, то, что сотворил. И пока Он не сделал Свое дело, он поставил в начало четыре слова, ибо написано: Бэрэйшит, Бара, Элоким [4], эт [474], - и это четыре [слова]. А затем написано hаШамаим [5] [433] в соответствии с четырьмя разами, ибо смотрел Святой [Творец], да будет Он  восславлен, в Тору перед тем, явил Свое дело для работы.

 

Комментарий. И в соответствии с этими четырьмя разами ... Эти четыре раза по сути дела представляют собой Хохму [18] и Бину [19], Тифэрэт [22] и Мальхут [2]: «тогда Он увидел ее» - это Хохма; «и сосчитал ее [буквы]» - это Бина; подготовил ее – это Зеир Анпин [30], «а также исследовал ее» - это Мальхут. И после этих четырех облачений сотворил Святой [Творец], да будет Он  восславлен, то, что сотворил. На это же указывают четыре первых слова в Торе. Бэрэйшит [4] – это Хохма, Бара [4] – это Бина, Элоким [4] – это Зеир Анпин, Эт [474] -  это Мальхут. И после этих четырех облачений были сотворены Небеса [5] [433].

 

Примечания переводчика

---------------------------------

[430] И я вложил слова Мои в уста твои и в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы вдохнуть жизнь в Небеса и основать землю, и сказать Цийону: «Ты – народ мой»Ешаяhу 51, 16. Слово «основать» и слово «Есод» [25] – родственные слова.

[431] Словом Г-спода Небеса сотвореныТэhилим 33, 6.

[432] Ты со Мной, {что означает} ты со Мной в сотрудничестве. Как Я создал Небеса и землю речением Своим, как сказано: Словом Г-спода Небеса сотворены [431], так и ты поступай – см. ниже, п.67. Этот фрагмент Бааль Сулам комментирует так: чтобы словами мудрости своей ты создал новые Небеса и землю. См. также [426].

[433] Вначале сотворил Б-г [4] Небеса и землю Бэрэйшит 1, 1.

[434] Закрывает и не открывает – см. фрагмент «маНула [386] и маФтеха [387]», п.44.

[435] Зиhара Илаа – верхнее обиталище, ступень, на которой Адам hаРишон [269] находился до грехопадения.

[436] Глаз не видел Б-га кроме Тебя - Ешаяhу 64, 3. См. также фрагмент «Видение рабби Хии», п.58, последний абзац.

[437] Новые Небеса и новая земля – см. Ешаяhу 65, 17.

[438] Зивуг [76] Святого [Творца], да будет Он восславлен, с Его Шхиной – Зивуг Зеир Анпина [30] с Нуквой [31], т.е. Мальхут [2], которой, как написано во фрагменте «Видение рабби Хии», п.56, не достает Мальхут дэМальхут (там также называющейся Шхиной), но чуть-чуть Света при каждом Зивуге все же проникает к Мальхут дэМальхут под Масах [50], что постепенно приводит к завершению исправления.

[439] Святой [Творец], да будет Он восславлен - Зеир Анпин [30] мира Ацилут [33], см. п.61, предпоследний абзац.

[440] Не дополнилось Имя – об образовании полного Имени Элоким [37] говорится во фрагменте «Кто сотворил их [146] по Элияhу», пп. 13 – 14, а в цитируемом здесь фрагменте Мать одалживает свои одежды дочери эта тема продолжается.

[441] Пока Он не сотворил Свет для Света Его – говорится в комментарии Сулам к фрагменту Мать одалживает свои одежды дочери, п.16: после того, как Он создал Свет Хасадим [20] как драгоценное одеяние для Света Хохма [18], см. фрагмент «Кто сотворил их [146] по Элияhу», п.14.

[442] Праведники сидят с венцами на головах и наслаждаются блеском Шхины ([Вавилонский Талмуд, трактат] Брахот, стр.17[А]) – обычно переводят не «с венцами», а «с коронами».

[443] Свет Жизни – то же, что Свет Хая [117], Мохин [56] деХая.

[444] «И не переставал лелеять ее, пока не назвал ее ‘моя мама’» (Мидраш Шир hаШирим [Рабба], конец третьей части) – цитируемый мидраш комментирует стих «[Выходите и поглядите, дщери Сиона, на царя Шломо], на венец, которым венчала его мать его [в день его свадьбы, в день радости сердца его]» (Шир hаШирим 3, 11). Текст мидраша: У царя была единственная дочь и он лелеял ее сверх меры. И называл он ее «моя дочь». И не переставал он лелеять ее, пока не стал называть ее «моя сестра». И не переставал он лелеять ее, пока не стал называть ее «моя мама». Так и Святой [Творец], да будет Он восславлен, лелеял народ Израиля и называл его «моя дочь». И об этом написано (Тэhилим 45, 11) «Слушай дочь и смотри, [и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает царь красоты твоей, он господин твой, а потому поклонись ему]». И не переставал он лелеять его, пока не стал называть его «моя сестра», о чем написано (Шир hаШирим 5, 2): «Отвори мне, сестра моя, подруга моя». И не переставал он лелеять его, пока не стал называть его «моя мама», о чем написано (Ешаяhу 51, 4): «Внемлите Мне, народ Мой и племя Мое, слушайте Меня». И написано [не «и племя мое» (на иврите: «улюми»), а после удаления огласовки полный шурук можно прочитать «улими»] «и матери Моей».

[445] Десятки тысяч означают Сфирот Арих Анпина, как уже говорилось – см. фрагмент Мать одалживает свои одежды дочери, п.19, седьмой абзац.

[446] Праведник, оживляемый мирами – В п.62 говорится, что это Зеир Анпин [30], оживляемый Нуквой [31] (в том смысле, что он обретает Мохин [56], доставляющие ему наслаждение, только во время Зивуга [76] с Нуквой). Здесь же слово «оживляемый» (на иврите Хай) трактуется как числовое значение (хет + йуд = 8 + 10 = 18). Получается праведник восемнадцати миров.

[447] Слово «законы» (Диним) на иврите является множественным числом того же слова (Дин), которым выражается понятие Атрибут Суда.

[448] Удовольствие – Бааль Сулам использует арамейское выражение «Найха дэРуха» (соответствующее выражению «Нахат Руах» на иврите). Оно несколько раз встречается в книге Зоар, первый раз – в книге Зоар на недельное чтение Ноах, стр. 70А. В издании с комментарием Сулам см. стр.83, п.236.

[449] Числовое значение каждой из Сфирот [3] [Парцуфа [27]] Атик [183] равно ста тысяч, как уже говорилось – см. фрагмент Видение рабби Хии, п.58, третий абзац.

[450] Был он самым именитым из тридцати, но [доблести] трех [первых храбрецов] он не достиг (Шмуэль 2, 23, [23]) – см. также фрагмент Видение рабби Хии, п.58, третий абзац.

[451] Трех первых Сфирот [3] Хохмы [18] [Парцуфа [27]] Атик [183], составляющих верхние тридцать тысяч, как он говорит выше – см. Видение рабби Хии, п.58, а также объяснение там же, в третьем абзаце.

[452] Как свеча перед факелом – Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, стр.8А, см. также приложение к переводу п.4. Введения в мудрость Каббалы.

[453] БОН – название ступени Мальхут [2] вообще и Парцуфа [27] Мальхут мира Адам Кадмон [89] в частности. Название объясняется в п.181 Введения в мудрость Каббалы.

[454] МА – название ступени Зеир Анпин [30] вообще и Парцуфа [27] Зеир Анпин мира Адам Кадмон [89] в частности. Название объясняется в п.181 Введения в мудрость Каббалы.

[455] Об АБ САГ см. также во фрагменте Роза, Мар’от hаСулам, п.2), третий абзац снизу и п.4), третий абзац, а также в примечании [88].

[456] Ибо как новые Небеса и новая земля, которые Я создаю, пребывают пред Ликом Моим, - изрек Г-сподь, - так пребывать будет и семя ваше, и имя ваше - Ешаяhу 66, 22.

[457] «Праведники продолжают обретать все новые силы» ([Вавилонский Талмуд], конец [трактата] Брахот) – см. стр.64А. Слова «продолжают обретать все новые силы» являются цитатой из Тэhилим 84, 8.

[458] Имеется в виду одеяние, о котором говорилось выше, распространяющееся от Небосвода, облекающее и производящее сокрытие на уровне Мохин [56] (см. выше, начиная со слов «[И об этом сказано:] Это слово») – см. п.63, второй абзац снизу. О сокрытии сказано в комментариях к п.64 (второй и третий абзацы).

[459] Глаз видит, сердце вожделеет, а тело совершает грех - фраза из Раши к Бамидбар 15, 39 (И не блуждайте вслед за сердцами своими и вслед за очами своими, влекущими вас к блудодеянию), восходящая к Мидрашу Танхума к недельному чтению “Шелах” (к тому же стиху): Сердце и глаза шпионят для тела и предают тело разврату.

[460] Слово Мэцуеним (нагроможденных) происходит от слова Циюн (нагромождение), которое пишется так же, как Цийон (Сион).

[461] Читай не «Ты – народ мой», где под буквой Айин стоит огласовка Патах, а «Со мной Ты» , где под буквой Айин стоит огласовка Хирик - «Ты – народ мой» на иврите пишется Ами Ата (Айин с огласовкой Патах-Мем-Йуд Алеф-Тав-hЭй), а «Со мной Ты» на иврите пишется Ими Ата (Айин с огласовкой Хирик-Мем-Йуд Алеф-Тав-hЭй).

[462] Чтобы быть сотрудничающим со Мной; как Я создал Небеса и землю [433] речением Своим, как сказано: Словом Г-спода Небеса сотворены [431], так и ты поступай, чтобы словами мудрости своей ты создал новые Небеса и землю – см. также фрагмент Видение рабби Хии, п.56, третий абзац снизу, а также в этом фрагменте, п.61, второй абзац.

[463] Врата открытые для получения – см. фрагмент Роза, п.2, четвертый абзац.

[464] Ступень альтруистических деяний с помощью Майин Нуквин [87] называется словами, как уже говорилось – слова Торы, исходящие из уст занимающихся ею, ассоциируются в поднятием Майин Нуквин в комментарии к п.61, второй абзац снизу. О том, что все, поднимающееся вверх, связано с альтруистическими деяниями и отказом от получения ради себя, сказано в комментарии ки п.63, последний абзац.

[465] Приходи и посмотри – сейчас будет показано

[466] Убивать сынов человеческих – см. ниже, в п.70.

[467] Сфирот [3] Бины [19] исчисляются сотнями, как известно – см. фрагмент Буквы рава hАмнуны Савы, п.23, перед заголовком «Буква Тав».

[468] Запустение – это имя Дэхара [121], а имя Нуквы [31]бездна. – Запустение – на иврите Тоhу, пишется Тав-hЭй-Вав. Бездна – на иврите Тэhом, пишется Тав-hЭй-Вав-Мэм Софит. Таким образом, эти слова имеют близкое написание, возможно, даже родственные. Причем оба слова встречаются в стихе Бэрэйшит 1, 2: И земля являла собой запустение и хаос, и тьму над бездною.

[469] И объяснил нам рабби Шимон, что «это в противовес тому создал Б-г» [254] – см. фрагмент Видение рабби Хии, п.54, второй абзац.

[470] Горе навлекающим на себя грех поддельными веревками и преступление – словно канатами телеги - Ешаяhу 5, 18.

[471] Ибо многих убитыми повергла она - Мишлей 7, 26. См. также выше, п.69, последний абзац.

[472] И была я у Него питомицею, и была я радостью каждый день - Мишлей 8, 30. См. также [33].

[473] Тогда Он увидел ее, и сосчитал ее [буквы], и подготовил ее, а также исследовал ее и сообщил человекуИйов 28, 27 – 28.

[474] Эт – непереводимое слово, означает, что последующее существительное  - грамматически определенное и является прямым дополнением.