Видение рабби Хии

 

Десятый фрагмент Предисловия к книге Зоар с комментарием Сулам рабби Еhуды Ашлага

 

49) Рабби Хия пал ниц на землю и поцеловал прах, и закричал, и сказал: «Прах, прах, сколь ты жестоковыйный, насколько ты погряз в бесстыдстве, ведь все приятное для глаза обратится в тебя, все потоки Света в мире ты пожрешь и перемелешь. Насколько ты бесстыден: Святая лампада, освещавшая мир, великий властитель, правящий миром, заслуги которого позволяют миру устоять, обратился в тебя. Рабби Шимон, Свет лампады, Свет миров, ты превратился в прах, а ты существуешь вечно и управляешь миром». Затих он на одно мгновение и сказал: «Прах, прах, усмири гордыню, ведь столпы мира не отданы во власть тебе, ведь рабби Шимон не обратился в тебя».

 

Необходимо тщательно разобраться, что означает это падение ниц рабби Хии. А дело в том, что в речении рабби Хии к рабби Йоси ты обнаружишь, что главным, что их занимало, когда они вместе шли по дороге [410], были эти сокрытые врата [411], т.е. Мальхут [2] дэМальхут, не получающая совершенно ничего из тех Высших Мохин [56], что [распространяются] в течение шести тысяч лет до завершения исправления. Это тщательно объяснено в речении рабби Хии. А рабби Йоси ответил ему от имени рабби Шимона, что это, несомненно, так [412], что эти врата остаются сокрытыми, а все совершенство, по сути дела, связано с ключом [387]. Об этом уже говорилось. И это их очень беспокоило, вплоть до того, что рабби Хия пришел в великое возбуждение, пал ниц на землю и поцеловал прах, и закричал, и сказал: «Прах, прах, сколь ты жестоковыйный» и т.д.

 

И об этом сказано: Ведь все приятное для глаза обратится в тебя, ибо благодаря прегрешению Адама hаРишон [269] из него выпали все души и попали в плен к Клипот [48], заключающим в себе все души в мире. И Адам hаРишон, совершив тэшуву, исправил только часть, и даже она не находится в полном совершенстве. И после него эти души в каждом поколении очищаются благодаря тэшуве и добрым делам до завершения исправления. И следовательно все эти возвышенные души, проистекающие от [ступени] Ехида [390] и от трех первых Сфирот [3] [ступени] Хая [117], зависят от от очищения и Зивуга [76] на [ступени] Мальхут [2] дэМальхут, представляющей собой сокрытые врата, которым не присуще очищения и Зивуга, как уже говорилось. Ведь все эти души обращаются в прах, т.е. в Клипот, и в этом смысл написанного: «Слезы угнетенных и нет у них утешителя» (Коhелет 4, [1]), ибо Клипа праха властвует над ними, бесстыдная и жестоковыйная, уверенная в том, что никто не может избавить их от ее власти; и из-за этого кричал рабби Хия и говорил, обращаясь к праху, т.е. к Клипе: Сколь ты жестоковыйный, насколько ты погряз в бесстыдстве, ведь все приятное для глаза обратится в тебя, поскольку все эти души, самые возвышенные из всех, т.е. приятные для глаза, обращаются в тебя без надежды избавиться от власти твоей.

 

И об этом сказано: Все потоки Света в мире ты пожрешь и перемелешь, т.е. оказывается, что всем праведникам мира, освещающим мир, также не достает совершенства из-за пленения этих возвышенных душ. Потому что все души состоят друг из друга. И поэтому оказывается, что и они пожираются и измельчаются из-за бесстыдства этого праха.

 

И об этом сказано: Святая лампада, ... рабби Шимон не обратился в тебя. Сначала он хотел сказать, что и рабби Шимон обратился в этот прах, и это произошло потому, что он слышал от рабби Йоси, что и он согласен с тем, что эти врата [411] сокрыты и их не раскрыть, а затем он удивился и сказал: Рабби Шимон, Свет лампады, ... ты существуешь вечно и управляешь миром, т.е. поскольку он поддерживает все миры и управляет ими, то как возможно, чтобы не был асолютно совершенным? Затем затих он на одно мгновение, т.е. погрузился в размышления и с решимостью сказал: Рабби Шимон не обратился в тебя. Ибо он, несомненно, абсолютно совершенен, и невозможно понять такую возможность.

 

50) Встал рабби Хия и пошел, и стал кричать, и рабби Йоси вместе с ним. С этого дня постился он сорок дней, чтобы увидеть рабби Шимона. Сказали ему: ты не готов видеть его. Закричал он и постился еще сорок дней. Явились ему в видении рабби Шимон и рабби Элазар, сын его, и они занимались тем речением, что сказал рабби Йоси от имени рабби Шимона, выше ([фрагмент «При сотворении их, при Аврааме» [393]], п.45), и несколько тысяч [человек] внимали их словам.

 

Комментарий. Огорчившись, что эта лучшая часть обращается в прах, о чем уже говорилось, он жаждал увидеть ступень рабби Шимона. Ибо раньше он решил, что рабби Шимон не обратился в тебя, [как следует из] речения, что сказал рабби Йоси, т.е. в приведенном выше речении, которое рабби Йоси сказал рабби Хии от имени рабби Шимона [412]. Ибо благодаря этому достиг [рабби Хия] всего этого пробуждения.

 

51) При этом он увидел несколько больших и Возвышенных крыльев, и рабби Шимон и рабби Элазар, сын его, взошли на них и вознеслись к Ешиве Свода Небесного. И все эти  крылья ждали их. Увидел он, что рабби Шимон и рабби Элазар возвращаются с новым сиянием. И светились они сильнее света сияния солнца.

 

Комментарий. Ешива Свода Небесного – это ешива Метатрона. Как написано в [книге] Зоар, Высшая ешива – это ешива Святого [Творца], да будет Он восславлен. А ешива Свода Небесного – это ешива Метатрона (см. в Новом Зоаре на [недельное чтение] Йитро, стр 36А, а в Новом Зоаре с комментарием Сулам см. [недельное чтение] Йитро, п.255, [стр.67]).

 

И об этом сказано: И все эти  крылья ждали их. Крылья – это ангелы, помогающие душам, поднимая их со ступени на ступень. И подобно тому, как душа нуждается в помощи крыльев для подъема, точно так же она нуждается в их помощи, чтобы они ее вернули на свое место. И об этом сказано, что крылья ждали их, т.е. чтобы вернуть их.

 

И об этом сказано: Увидел он, [что рабби Шимон и рабби Элазар] возвращаются вновь с сиянием и т.д. Он увидел, как они возвращаются из ешивы Свода Небесного на свое место, т.е. в ешиву рабби Шимона. И сияли новым сиянием их лики, и светили они сильнее света солнца.

 

52) Начал рабби Шимон и сказал: пусть войдет рабби Хия и увидит, насколько обновит Святой [Творец], да будет Он восславлен, лики праведников в Мире Грядущем. Счастлив приходящий сюда без стыда, и счастлив, кто во всем стоит в Этом Мире, как крепкий столп. И увидел рабби Хия себя входящим, и рабби Элазар стоял, и остальные столпы мира, сидящие там, стояли перед рабби Хией. А он, рабби Хия, стал стыдиться и сжался, вошел и сел у ног рабби Шимона.

 

Комментарий. Рабби Шимон намекнул на него [словами] «Счастлив приходящий сюда без стыда», кроме того, он увидел рабби Элазара и остальных столпов [мира], сидящих там и пребывавших без стыда. Но он сам стал стыдиться из-за того, что что эта лучшая часть обращается в прах и нет у него сил преодолеть то, что с ними происходит, как уже говорилось. И об этом сказано: стал стыдиться и сжался, и т.д.

 

53) Зазвучал глас и сказал: опусти глаза, не поднимай голову и не смотри. Опустил он глаза и увидел Свет, светивший издалека. Вновь зазвучал голос, как вначале, и сказал: Высшие, пребывающие в тайне и сокрытии, отверзающие свои очи, обозревающие весь мир, посмотрите и увидьте. Низшие, вы спите, и Свет очей ваших  сокрыт в глубинах очей ваших, пробудитесь.

 

Вновь зазвучал голос, как вначале, т.е. после того, как он подчинился, опустил глаза вниз и не поднимал головы, он удостоился услышать призыв, благодаря которому он постиг все то, что он желал, и об этом сказано ниже.

 

И об этом сказано: Высшие, пребывающие в тайне и сокрытии, отверзающие свои очи, обозревающие весь мир, смотрите и увидьте. Низшие, вы спите, [и Свет очей ваших] сокрыт в глубинах [очей ваших], пробудитесь. Этот призыв пробуждает те души, которые подчиняются речениям рабби Шимона, как те, что находятся там, так и те, что не находятся там. И они разделились на две части, как сказано ниже.

 

И об этом сказано: Высшие, пребывающие в тайне ... , смотрите и увидьте. Низшие, вы спите, ... пробудитесь. Этот призыв был обращен ко всем душам праведников и разделил их на две части: первая часть – это Высшие Святые, пребывающие в тайне и сокрытые, удостоившиеся раскрытия очей и возможности обозревать весь мир. Их он призывает посмотреть и увидеть, что означает, что они должны притянуть Высшие Света, т.е. вместе со второй частью, которую составляют все, живущие в стане идущих, переходя с места на место, вслед за Святым [Творцом], да будет Он восславлен, и Его Шхиной [413], и те, кто уходят, переходя с места на место, от Его Шхины [414]; и говорит он о них «Низшие, вы спите, [и Свет очей ваших]  сокрыт в глубинах [очей ваших]», причем тех, кто лежат и спят, и Свет их глаз сокрыт в глубинах глаз, он призывает пробудиться.

 

54) Тот из вас, кто превратил тьму в Свет, также ощутит горький вкус, как сладкий, еще до прихода сюда, т.е. еще живя в Этом Мире; для того из вас, кто ежедневно ожидает Света, светящего тогда, когда царь вспоминает об утренней заре, возвеличивается слава Царя и называется Он Царем над всеми царями мира. А у того, кто не ожидает этого ежедневно, еще находясь в Этом Мире, нет здесь удела.

 

Комментарий. В этом призыве подчеркивается, в чем сущность ступени, которую должна достичь каждая часть [душ праведников]; о ступени первой части он говорит: Тот из вас, кто превратил тьму в Свет, также ощутит горький вкус, как сладкий. И это души [мира] Ацилут [33]. Ибо в [мирах] Брия [43], Ецира [78], Асия [79] «это в противовес тому создал Б-г» [254]. Тьму в противовес Свету, горькое в противовес сладкому. И поэтому в Торе [миров] Брия, Ецира, Асия есть законное и противозаконное, нечистое и чистое, запрещенное и разрешенное, Святое и будничное. Иначе обстоит дело с Торой [мира] Ацилут: там вся Тора – это Имена Святого [Творца], да будет Он восславлен, и нет там, Б-же упаси, ничего будничного. Ведь там Лаван-арамеец считается Святым Именем, и то же касается фараона и всех Имен, ибо в [мирах] Брия, Ецира, Асия они представляют собой Клипот [48] и нечистоту, а там они являются только Возвышенными Святыми Именами. И следовательно те души, что удостоились Света [мира] Ацилут, превращают всю тьму в Свет и все горькое в сладкое.

 

А о ступени второй части он сказал: для того из вас, кто ежедневно ожидает Света, светящего тогда, когда царь вспоминает об утренней заре, ... А у того, кто не ожидает этого ежедневно, в Этом Мире, нет здесь удела, т.е. для тех, кто неустанно следуют за Шхиной, пребывающей в изгнании, и всегда ждут, чтобы Святой [Творец], да будет Он восславлен, помог Шхине восстать из праха. Но у других, у тех кто к ним не относится, нет здесь удела.

 

55) Тем временем увидел он что множество учеников окружают всех стоящих, являющихся столпами [мира], и увидел, что возносят их к ешиве Свода Небесного, одни поднимаются, а другие спускаются, а выше всех их он увидел появляющегося властителя крыльев [415], т.е. Метатрона.

 

Комментарий. Когда звучал призыв, он увидел многих из душ праведников, принадлежащих к тем двум частям, о которых говорилось выше, вокруг всех стоящих, являющихся столпами [мира], это были души праведников, уже пребывавшие в ешиве рабби Шимона, и увидел их возносящимися к ешиве Свода Небесного, некоторые из них поднялись, а некоторые спустились. Ибо первая часть поднялась, а вторая спустилась; и об этом сказано: одни поднимаются, а другие спускаются. Ибо таким образом они помогают друг другу, согласно прозвучавшему призыву, т.к. первой части он сказал: Посмотрите и увидьте [416], - а второй части он сказал: Пробудитесь [416].

 

И он увидел, что в результате пробуждения всех этих душ, т.е. благодаря двум группам вместе, низошел Метатрон из своей ешивы к ешиве рабби Шимона и поклялся, как говорится ниже, и об этом сказано: а над ними всеми он увидел появляющегося властителя крыльев [415], и он поклялся, ибо а над ними всеми означает «благодаря им всем». А властитель крыльев – это Метатрон.

 

56) И он, ангел Метатрон, поклялся, что он слышал из-за Масаха [50], что Царь каждый день думает и вспоминает об утренней заре, лежащей в прахе, и в это время наносит удары по тремстам девяноста Небес, и все они страшатся и ужасаются Лика Его. И Он, Царь, роняет слезы из-за этого, т.е. из-за того, что Шхина пребывает в прахе, и падают слезы горячие, как огонь, в море великое. И благодаря этим слезам восстает и существует тот, кто является властителем моря, имя ему Раhав [417], и освящает он Имя Святого Царя, и возлагает на себя [обязанность] поглотить все воды Бэрэйшит [32], и соберет он их внутри себя, когда все народы соберутся против народа Святого, и воды высохнут и они, [т.е. сыны Израиля], пройдут по суше.

 

Комментарий. Он клянется, что Царь думает и вспоминает каждый день об утренней заре, лежащей в прахе и являющейся Святой Шхиной. Но не имеется в виду вся Святая Шхина, ибо тогда ему не пришлось бы клясться, ибо это открыто всем, но имеется в виду Мальхут [2] дэМальхут, ибо верил рабби Хия, что она находится в плену среди Клипот [48] и совершенно покинута, из-за чего он закричал, и сказал: «Прах, прах, ... ведь все приятное для глаза обратится в тебя ...» [418]. И поэтому она называется утренней зарей, лежащей в прахе, и здесь раскрылась рабби Хии эта великая тайна благодаря Метатрону, пришедшему к ешиве рабби Шимона, и заключается она в том, что Царь каждый день думает и вспоминает об утренней заре, лежащей в прахе. А как это происходит, Метатрон продолжает нам объяснять.

 

И об этом сказано: И в это время наносит удары по тремстам девяноста Небес ... Считается, что Зивуг дэhАкаа [51] Высшего Света, соответствующий Масаху [50], состоит в том, что Высший Свет наносит удары по Масаху, т.е. Высший Свет ударяет, желая проникнуть ниже границы, образованной Масахом, а Масах препятствует Ему и возвращает Высший Свет обратно, причем такое возвращение – это по сути дела возвращающийся Свет, поднимающийся от Масаха снизу вверх и облекающий Высший Свет. И эта тема уже тщательно разъяснена (во Введении в мудрость Каббалы, стр.4, п.14; внимательно разберись, что там написано).

 

А выражение триста девяносто Небес означает, что Масах [50] называется разделяющим Небосводом и он содержит внутри себя четыре ступени, а именно Хохму [18] и Бину [19], Тифэрэт [22] и Мальхут [2], представляющие собой четыре буквы Четырехбуквенного Имени. А поскольку Мальхут подслащена Биной, то следовательно Масах находится на ступени Бина, и уже говорилось, что Сфират [3] hаБина обозначается сотнями, как известно. И следовательно эти четыре ступени Масаха, Хохма и Бина, Тифэрэт и Мальхут, составляют четыре сотни, но объяснялось выше, что не происходит Зивуга, соответствующего Мальхут нижней буквы Кэй [Четырехбуквенного Имени], ибо она, по сути дела является сокрытыми вратами [411], и поэтому считается, что сотне Сфиры Мальхут, представляющей собой нижнюю букву Кэй, не достает десятка Мальхут дэМальхут и нет в ней ничего кроме девяти первых Сфирот, составляющих девяносто. И это является указанием на то, что в Масахе, называющемся Небосводом и соответствующем Высшему Свету, соединяющемуся с ним в Зивуге дэhАкаа [51], представляющем собой удар, нет четырех сотен, а есть только триста девяносто и не достает десяти, т.е. Мальхут дэМальхут. И поэтому Небосвод называется именем триста девяносто Небес, и об этом сказано: наносит удары по тремстам девяноста Небес каждый день во время Зивуга со своей Шхиной. Т.е. исключая утреннюю зарю, лежащую в прахе, ибо ее не достает на ступени этого Зивуга; ведь она по сути дела составляет десять, которых не достает в четырех сотнях.

 

И все они страшатся и ужасаются Лика Его. Смысл понятия «удар Высшего Света о Масах [50]» соответствует смыслу выражения «трепет и смятение» [419], что означает из страха, как бы не получить больше своих возможностей.

 

И об этом сказано: И Он роняет слезы из-за этого. Мохин [56] уровня Хохма [18] называются Эйнаим [150], ибо пять Сфирот [3] Рош [45] называются Гальгальта [420], Эйнаим и Озэн [194], Хотэм [195], Пэ [85]. И подобно тому, как истечения, испускаемые глазами во внешний мир, называются слезами, так и истечения, испускаемые уровнем Хохма наружу, называются слезами. И испускание этих истечений происходит так, как объяснялось выше, в предыдущем тексте (начиная со слов: [И об этом сказано: И в это время] наносит удары), согласно сути Зивуга дэhАкаа [51], ибо Высший Свет, распространяющийся к низшему и встречающий на своем пути Масах [50], бьется и ударяется в него, что означает, что Он хочет распространиться ниже границы, установленной Масахом, но тотчас же и мгновенно Масах одолевает Его и отражает его обратно, ибо он не дает Ему пройти установленную им границу, посмотри, что там написано. Но тем временем, т.е. перед тем, как Масах отразил Его обратно, какие-то очень малые истечения Высшего Света обязательно распространялись ниже границы Масаха, ибо Масаха и всей его быстроты не было достаточно, чтобы отразить их вверх. И знай, что эти истечения неспособны присоединиться к уровню Хохма, который явлен низшему, поскольку они не облечены в возвращающийся Свет, и они испускаются и выходят за пределы Парцуфа [27] Хохма, и называются они слезами. И в этом смысл того, что когда человек материального мира наполняется милосердием и любовью к ближнему своему, он роняет слезы из глаз своих, ибо это проистекает от Источника, представляющего собой Духовные слезы, о которых здесь говорится; ведь любое Духовное явление, проявляющееся среди Высших, как известно, порождает и являет материальным творениям свою ветвь. Ведь то, что Высший Свет бьется и ударяется о Масах, чтобы пройти его границу, происходит потому, что Высший Свет всегда распространяется не от чего иного, как от Бесконечного, да Будет Он восславлен, находящегося выше Мира Цимцума [203], и там не различимо никакой границы, Б-же упаси. И благодаря тому, что Высший Свет страстно желает и жаждет распространиться к низшему согласно тому, как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, страстно возжелал Святой [Творец], да будет Он восславлен, жить среди низших, а также Шхина весьма нуждается в низших [421], Он бьется и ударяется о границу Масаха, чтобы распространиться ниже его границы, и Масах возвращает Его обратно, что является сущностью возвращающегося Света. И тем временем падали слезы наружу, как уже говорилось. Ведь причиной появления этих слез было милосердие и любовь к низшему. Поэтому и в материальной ветви всегда падают слезы, когда волнуется нутро [422] [человека] и он пробуждается в любви и сострадании к его ближнему. Но Духовные слезы не пропадают, как материальные, и об этом говорится ниже.

 

И об этом сказано: И падают слезы горячие, как огонь, в море великое. И в этом смысл стиха: Ибо сильна, как смерть, любовь; как преисподняя, люта ревность; искры ее – искры огненные, пламень Г-сподень (Шир hаШирим 8, [6]); - ведь объяснялось, что эти слезы появляются благодаря милосердию и любви Высшего Света к низшему. И подобно тому, что ты обнаружишь у материальной ветви, когда воспылало [423] нутро [422] человека любовью и состраданием к своему ближнему, оказывается, что слезы становятся все горячей по мере разгорячения [423] нутра его, [охваченного любовью и состраданием] к [ближнему], так и тут о слезах говорится, что они вскипают, весьма [разгорячаясь], подобно огню, согласно смыслу [слов] «искры ее – искры огненные, пламень Г-сподень»; и об этом они говорили: [И падают] слезы горячие, как огонь, в море великое, причем Атрибут Мальхут [2] с точки зрения Хохмы [18] называется морем великим, ибо от него распространяются воды великие и могучие огромных волн морских [424].

 

И об этом сказано: И благодаря этим слезам восстает и существует тот, кто является властителем моря, т.е. тот властитель моря, который был убит во время Сотворения мира. Как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Бава Батра, стр.74[Б]) по поводу стиха «И силой разума Своего поразил Он Раhава» [425], когда было сказано ему: «Да соберутся воды в одно место» (Бэрэйшит 1, [9]), не захотел он поглотить воды Бэрэйшит [32], и [автор книги Зоар] говорит, что благодаря этим слезам, упавшим в море великое, он восстает и существует, и вновь Атик Йомин [183] возвращает его к жизни.

 

И об этом сказано: И освящает он Имя Святого Царя, и возлагает на себя [обязанность] поглотить все воды Бэрэйшит [32], ибо во время Сотворения мир не достиг никакого исправления Мальхут [2] дэМальхут; ведь Маациль исправил миры Ацилут [33], Брия [43], Ецира [78], Асия [79] по сути дела с помощью Майин Нуквин [87] дэБина [19], а не с помощью Майин Нуквин дэМальхут, и этого достаточно только для девяти первых Сфирот [3] Мальхут, а не для Мальхут дэМальхут, как уже говорилось. И в этом смысл того, что говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, по поводу стиха «Ты – народ Мой» (Ешаяhу 51, [16]): вы [действуете] в сотрудничестве со Мной [426]; Я положил начало мирам, а вы завершаете их, ибо все исправления Мальхут дэМальхут возлагаются на низших. И поэтому, когда было сказано властителю моря «Да соберутся воды в одно место» (Бэрэйшит 1, [9]), он отказался и не захотел поглотить все воды Бэрэйшит, ибо Клипот [48] властвовали над ним из-за того, что не доставало исправления Мальхут дэМальхут, и поэтому он был убит. Однако те слезы, о которых говорилось выше, отделяют и исправляют Мальхут дэМальхут, и поэтому даруют жизнь властителю моря, дабы он мог восстать, чтобы освятить Имя Святого Царя, т.е. выполнить указания своего Господина и поглотить все воды Бэрэйшит, ибо тогда будут уничтожены все Клипот в мире и все силы зла, и все они соберутся в одно место, по сути дела являющееся [миром] Ацилут, ибо мир Ацилут распространится вровень с Раглей [196] Адам Кадмон [89] до Этого Мира, и наступит завершение исправления, т.к. [миры] Брия, Ецира, Асия снова станут [миром] Ацилут. И об этом сказано: И благодаря этим слезам восстает и существует тот, кто является властителем моря, и освящает он Имя Святого Царя, и возлагает на себя [обязанность] поглотить все воды Бэрэйшит.

 

И об этом сказано: Когда все народы соберутся против народа Святого. Это произойдет в будущем, во время завершения исправления, когда народы мира одновременно соберутся, чтобы уничтожить народ Израиля, Б-же упаси, и тогда это раскроется, ибо властитель моря поглотит все воды Бэрэйшит [32]. И воды высохнут и сыны Израиля пройдут по суше. В этом смысл [написанного]: Как во дни исхода твоего из земли Египетской явлю ему чудеса (Миха 7, [15]). Но тогда было только начало и это произошло только в Тростниковом море и продолжалось только во время [исхода], а когда завершится исправление, будет уничтожена смерть навеки [257].

 

И таким образом Метатрон тщательно объяснил то, в чем он поклялся, а именно что Царь каждый день думает и вспоминает об утренней заре, лежащей в прахе, ведь хотя Зивуг [51], в котором Он каждый день соединяется со Шхиной, происходит только на ступенях трехсот девяноста Небес, охватывая только девять первых Сфирот [3] Мальхут [2], а Мальхут деМальхут осталась лежать в прахе, и нам кажется, будто Царь совершенно не помнит о ней, но это не так: Он вспоминает о ней при каждом Зивуге до единого, ибо слезы вытекают наружу из-за того, что Он наносит удары по тремстам девяноста Небес, и не пропадают, а падают в море великое, по сути дела, являющееся Мальхут деМальхут, как уже говорилось, и постепенно обретающее исправление благодаря этим слезам, и по мере этого исправления вновь восстает и возвращается к жизни властитель моря, пока не наберется достаточное количество слез, чтобы отделить всю Мальхут, и это произойдет, когда соберутся все народы мира сразу против народа Израиля, и тогда восстанет властитель моря, вернется к жизни и поглотит все воды Бэрэйшит [32], т.к. Мальхут дэМальхут обретет полное исправление; ведь Царь вспоминает об утренней заре каждый день без исключения, пока она не обретет полное исправление. И тут раскрылось рабби Хии все, что он желал, ибо он увидел, что никакая [Мальхут деМальхут] не угасает, Б-же упаси, в прахе, а наоборот, ежедневно происходит соответствующий ей Зивуг, о чем поклялся Метатрон.

 

57) Тем временем услышал он голос, который сказал: Освободите место, освободите место, т.к. царь Машиах пришел в ешиву рабби Шимона. Потому что все праведники, находящиеся там, являются возглавляющими ешивы, и известно, что эти ешивы находятся там. И все учащиеся каждой ешивы возносятся из ешивы, находящейся здесь, в ешиву Свода Небесного, и Машиах пришел во все эти ешивы и скрепил печатью Тору из уст этих мудрецов. И в это время пришел Машиах в ешиву рабби Шимона, увенчанный главами ешив Высшими венцами.

 

Комментарий. Благодаря тому великому раскрытию, что содержится в клятве Метатрона, представляющему собой раскрытие конца дней, весьма возвысились все те праведники, что находились в ешиве рабби Шимона. И более того, те две группы праведников, что были причиной прихода Метатрона и его клятвы, благодаря этому обрели весьма замечательные достоинства и все были увенчаны и достигли ступеней возглавляющих ешивы. Ибо в каждой ешиве без исключения существуют учащиеся ешивы и существуют стоящие над ними главы ешив, и различие между ними – такое же, как между Вав Кцавот [152] ступени и тремя первыми Сфирот [3] ступени. И об этом сказано: Тем временем услышал он голос, который сказал: Освободите место, освободите место, т.к. царь Машиах пришел, т.е. в то время, как раскрыл Метатрон тайну конца дней, зазвучал голос и сказал: Освободите место, освободите место, т.к царь Машиах пришел, - ибо наступление конца дней связано с приходом царя Машиаха. И он приводит причину, почему этого удостоились все праведники, находящиеся в ешиве рабби Шимона; и это произошло, потому что все праведники, находящиеся там, являются возглавляющими ешивы; ведь чтобы удостоиться узреть Лик Машиаха, необходимо иметь те же качества, что и он. А сущность царя Машиаха – это сущность Света Ехида [390], как известно. И поэтому, если бы ученики не удостоились обрести ступень возглавляющих ешивы, они бы не удостоились узреть Лик Машиаха. И об этом сказано: потому что все праведники, находящиеся там, являются возглавляющими ешивы.

 

И об этом сказано: И известно, что эти ешивы находятся там ... [и] возносятся из ешивы, находящейся здесь, в ешиву Свода Небесного, - он сообщает это нам, чтобы мы не думали, что ступень возглавляющих ешивы – это три первых Сфирот [3] низких ступеней. Об этом он говорит: И все ешивы, находящиеся там, были на очень высоких и весьма возвышенных ступенях вплоть до того, что все ученики этих ешив удостоились вознестись оттуда в ешиву Свода Небесного. А теперь все эти ученики удостоились ступеней возглавляющих эти ешивы. И об этом они говорили: И известно, что эти ешивы находятся там, т.е. известно, что они находятся на очень высоких и весьма возвышенных ступенях, вплоть до того, что все учащиеся каждой ешивы возносятся из ешивы, находящейся здесь, в ешиву Свода Небесного, ибо все ученики, находящиеся там, удостоились подняться оттуда в ешиву Свода Небесного, и более того Машиах пришел во все эти ешивы, и скрепил печатью Тору из уст этих мудрецов, т.е. достоинства учеников этих ешив столь высоки, что Машиах пришел во все эти ешивы, чтобы его увенчали Хиддушим Торы из уст учащихся ешив, и теперь все эти учащиеся ешив удостоились ступени возглавляющих эти ешивы. И именно благодаря этому в это время пришел Машиах, увенчанный главами ешив Высшими венцами, но теперь, после того, как все эти ученики ешив удостоились ступени возглавляющих ешивы, оказывается, что Машиах увенчан Торой из уст возглавляющих ешивы, и следовательно он увенчан главами ешив самыми Высшими венцами.

 

58) В это время встали все ученики, и встал рабби Шимон и вознес свой Свет до верха Небосвода. Сказал ему Машиах: «Рабби, счастлив ты, что Тора из уст твоих поднимается в трехстах семидесяти Светах, и каждый Свет без исключения разделяется на шестьсот тринадцать Тэамим [427], и они поднимаются и погружаются в потоки чистого бальзама, и именно Святой [Творец], да будет Он восславлен, скрепляет печатью Тору из твоей ешивы и из ешивы Хизкии, царя Иудеи, и из ешивы Ахии Шилониянина».

 

Комментарий. Когда открылся им Машиах и пришел в ешиву рабби Шимона, встали все ученики, и рабби Шимон встал на ступень «до [верха Небосвода]», и он вознес свой Свет до верха Небосвода. И это является намеком на то, что рабби Шимон обрел Свет десяти Небес, которого не доставало, потому что были заперты врата Мальхут [2] деМальхут. И об этом сказано: И вознес свой Свет до верха Небосвода. И в этом сущность Света Ехида [390].

 

И об этом сказано: Что Тора из уст твоих поднимается в трехстах семидесяти Светах, и каждый Свет без исключения разделяется на шестьсот тринадцать Тэамим [427], ... чистого бальзама. Т.е., что Тора из уст его поднимается к Атику Йомин [183], в Котором каждая Сфира [3] поднялась до ста тысяч и четыре Сфирот Хохма [18] и Бина [19], Тифэрэт [22] и Мальхут [2], составляют в Нем четыреста тысяч. Ведь в Нукве [31] находятся единицы, в Зеир Анпине [30] – десятки, в Име [36] – сотни, в Абе [84] – тысячи, в Арих Анпине [28] – десятки тысяч, в Атике [183] – сотни тысяч. Но в соответствии с этим ему следовало бы сказать, что Тора поднимается в четырехстах Светах, причем каждый Свет вознесся к тысяче Тэамим, что составляет четыреста тысяч. Но он намекнул ему, что из Светов, проистекающих от Имы, он использует не все четыреста, а только триста семьдесят, и в этом смысл написанного: Был он самым именитым из тридцати, но [доблести] трех [первых храбрецов] он не достиг (Шмуэль 2, 23, [23]). Ибо хотя [рабби Шимон] вознес свой Свет до верха Небосвода, как уже говорилось, но тем не менее трех первых Сфирот верхней сотни, соответствующей [букве] Йуд [Четырехбуквенного Имени], Он не достиг, и следовательно в Нем только триста семьдесят Светов и не достает тридцати Высших, и точно так же на ступени тысяч, представляющей собой Света Абы, он не использует именно три первых Сфирот из каждой тысячи а использует только Вав Кцавот [152] каждой из них, что составляет шестьсот, а вместо трех первых Сфирот каждой тысячи, он использует тринадцать, что является ступенью Хохма тридцати двух стезей (как написано выше, в Мар’от hаСулам, п.2, начиная со слов «И таким образом», разберись в этом). Ибо смысл [числа] тринадцать – это Хохма тридцати двух стезей, называющаяся чистым бальзамом. И именно это он ему сказал: Что Тора из уст твоих поднимается в трехстах семидесяти Светах, и каждый Свет без исключения разделяется на шестьсот тринадцать Тэамим, и они поднимаются и погружаются в потоки чистого бальзама, т.к. из четырехсот Имы не достает тридцати Высшей Хохмы, и есть там только триста семьдесят. И в каждой тысяче не достает четырехсот Высших, проистекающих из прежней Хохмы. А вместо них он использует тринадцать потоков чистого бальзама, и в каждой тысяче есть только шестьсот тринадцать, ибо таковы все Высшие сокрытые тайны, которые возносятся из ешивы рабби Шимона. И именно Святой [Творец], да будет Он восславлен, скрепляет печатью Тору из твоей ешивы и т.д. Ведь он говорит выше, что Машиах скрепил печатью Тору из уст этих мудрецов, ибо он возвеличивается и и на него возлагается венец Хиддушим Торы из уст всех праведников. И известно, что говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Санhедрин, [стр.] 99[A]): Все пророки пророчествовали только ради дней Машиаха, а что касается Мира Грядущего, то «глаз не видел Б-га кроме Тебя» (Ешаяhу 64, [3]). Ибо тогда уже будут исправлены все ступени, относящиеся к дням Машиаха, и все тайны Торы будут находиться на ступени «глаз не видел ...». И тогда считается, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, скрепляет печатью Тору. И поскольку Тора этих трех человек, возглавляющих души, проистекает от ступени, достигаемой после дней Машиаха, т.е. от ступени «глаз не видел ...», то сказал ему Машиах, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, скрепляет печатью Тору из твоей ешивы и из ешивы Хизкии, царя Иудеи, и из ешивы Ахии Шилониянина, поскольку эти трое удостоились тайн Торы, [находящихся на ступени] «глаз не видел Б-га кроме Тебя», и сам Святой [Творец], да будет Он восславлен, скрепляет печатью Тору из их уст.

 

59) «А я пришел для того, чтобы скрепить печатью Тору из твоей ешивы, только потому, что властитель [428] крыльев [415] должен был прийти сюда; ибо я знаю, что он  не войдет ни в какую другую ешиву, а только в твою», - в это время рассказал ему рабби Шимон о той клятве, что дал властитель крыльев. Тогда затрясся Машиах и возвысил голос свой, и затряслись своды Небесные, и затряслось море великое, и затрясся Левиафан, и мир подумал, что перевернется. В это время увидел он рабби Хию у ног рабби Шимона. Сказал он: «Кто пустил сюда человека, облаченного в одежды Этого Мира, т.е. в теле Этого Мира?» Сказал рабби Шимон: «Это сам рабби Хия, Свет лампады Торы». Сказал он ему: «Пусть приобщатся [к вам] он и сыны его, т.е. пусть они [умрут и] покинут Этот Мир и будут принадлежать к твоей ешиве». Сказал рабби Шимон: «Пусть ему будет дано время». Дали ему время.

 

Комментарий. Машиах сказал ему, что пришел скрепить печатью [Тору из его ешивы] только потому, что властитель [428] крыльев [415] приходил в его ешиву, и он хочет знать, что тот ему сказал. А то, что он сказал: Ибо я знаю, что он  не войдет ни в какую другую ешиву, – означает, что он не захотел бы входить в ешиву Хизкии, царя Иудеи, и [в ешиву] Ахии Шилониянина.

 

И об этом сказано: Затрясся Машиах и возвысил голос свой ... , ибо по той причине, что Метатрон раскрыл тайну конца дней, народ Израиля претерпевает в это время ужасные несчастья такие, что затряслись своды Небесные, а также море великое, и мир должен был перевернуться согласно смыслу сказанного: [Шесть тысяч лет мир будет существовать], а одно [тысячелетие мир будет] в запустении ([Вавилонский Талмуд, трактат] Санhедрин, стр. 97[A]); поэтому он возвысил голос свой, ибо он желал облегчить состояние всех тех, кто трясся.

 

И об этом сказано: Кто пустил сюда человека, облаченного в одежды Этого Мира? Машиах удивился, что рабби Хия был облечен в материальное тело Этого Мира, т.е. облачен в одежды Этого Мира. Ибо после того, как он удостоился быть здесь, а также узнать то, что раскрыл Метатрон, и услышать его клятву, оказалось, что он уже исправил все [присущее ему] зло (как сказано выше, в п.56, начиная со слов «[И об этом сказано:] Когда все народы соберутся»; разберись в этом). А также он удостоился узреть лик Машиаха. Следовательно он завершил всю свою работу в Этом Мире, и ему в Этом мире больше нечего делать, и поэтому он должен быть оттуда исторгнутым и войти в ешиву рабби Шимона в Саду Эдема. Зачем же ему без всякой на то причины еще оставаться в Этом Мире?

 

И об этом сказано: Сказал рабби Шимон: «Пусть ему будет дано время», т.е. рабби Шимон предложил [Машиаху], чтобы [рабби Хии] снова было дано время, чтобы он должен был еще пожить в Этом Мире и заниматься новыми исправлениями. И тогда дали ему время, т.е. Машиах и рабби Шимон сообщили ему, что он еще должен делать в Этом Мире.

 

60) И ушел Машиах оттуда, когда он затрясся и из глаз его потекли слезы. Затрясся рабби Хия, и закричал, и сказал: Счасливая доля у праведников в том мире и счастливая доля у сына Йохая, удостоившегося этого. Об этом написано: Мне есть, что дать в наследство любящим Меня, и сокровищницы их наполню [429].

 

Комментарий. Когда Машиах выходил из ешивы рабби Шимона из глаз его потекли слезы, потому что его переполняло страстное желание полного Избавления. И по этой же причине затрясся также рабби Хия.

 

Примечания переводчика

---------------------------------

[410] О том, что рабби Хия и рабби Йоси шли по дороге и говорили между собой, рассказано во фрагменте «маНула [386] и маФтеха [387]», в начале п.41.

[411] Эти сокрытые врата – пятидесятые врата, о которых говорится в конце п.43.

[412] А рабби Йоси ответил ему от имени рабби Шимона, что это, несомненно, так и т.д. – см. фрагмент «При сотворении их, при Аврааме» [393], п.45 и далее.

[413] Все, живущие в стане идущих, переходя с места на место, вслед за Святым [Творцом], да будет Он восславлен, и Его Шхиной – см. Предисловие к Тикуней Зоар, стр.30, п.46

[414] Те, кто уходят, переходя с места на место, от Его Шхины – см. Предисловие к Тикуней Зоар, стр.30, п.47.

[415] Крыльев – ангелов, поднимающих души со ступени на ступень и возвращающих их на свое место, см. п.51, третий абзац.

[416] Посмотрите и увидьте и Пробудитесь – см. п. 53.

[417] Раhав, властитель моря - Ешаяhу 51, 9 – 10; Теhилим 89, 10 – 11; Ийов 26, 12.

[418] Закричал, и сказал: «Прах, прах, ... ведь все приятное для глаза обратится в тебя ...» – см. п.49.

[419] В трепете и смятении (стояли сыны Израиля перед Б-гом на горе Хорев) – выражение из Вавилонского Талмуда, трактат Брахот, стр.22А.

[420] Гальгальта – лоб, Сфира [3] Кэтэр [17] дэРош [45].

[421] Страстно возжелал Святой [Творец], да будет Он восславлен, жить среди низших, а также Шхина весьма нуждается в низших – сказано в Бамидбар Рабба на недельное чтение Нассо 13, 6, что в первый день Творения страстно возжелал Святой [Творец], да будет Он восславлен, жить среди низших, но этого пока не произошло, поэтому Б-г чувствовал Себя одиноким, и на это указывает то, что в стихе «И был вечер, и было утро, день один» (Бэрэйшит 1, 5) сказано «один», а не «первый», как о других днях Творения сказано «второй», «третий» и т.д. И только когда в пустыне был построен шатер и было установлено там Б-жественное присутствие (Шхина), и принесли главы колен свои жертвоприношения (Бамидбар, глава 7), сказал Б-г: «Пусть будет написано, что в этот день был сотворен мир».

[422] Возлюбленный мой простер руку мою сквозь отверстие [в двери] и нутро мое взволновалось о нем – Шир hаШирим 5, 4.

[423] Воспылало – на иврите «нихмеру» (буквальный перевод слова: разгорячились), слово из стиха Торы: «Воспылало в нем сострадание к братьям своим» (Бэрэйшит 43, 30).

[424] Воды великие и могучие огромных волн морских - Теhилим 93, 4.

[425] И силой разума Своего поразил Он Раhава – Ийов 26, 12.

[426] Говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, по поводу стиха «Ты – народ Мой» (Ешаяhу 51, [16]): вы [действуете] в сотрудничестве со Мной - «Ты – народ Мой» пишется так же, как «Ты со Мной». См. ниже, фрагмент «Ты со Мной в сотрудничестве», п. 67.

[427] Тэамим – во Введении в мудрость Каббалы: Света, распространяющиеся в Гуф [83] Парцуфа [27]. В языке иврит: знаки для чтения Торы нараспев.

[428] Властитель крыльев [415] - Метатрон, см. п.55.

[429]. Мне есть, что дать в наследство любящим Меня, и сокровищницы их наполнюМишлей 8, 21.