Адмор,  Б-жественный каббалист, рабби

 

Еhуда Лейб hаЛеви Ашлаг

 

да будет благословенна память о праведнике,

автор комментария Сулам к Святой книге Зоар

 

Плод мудреца

 

Собрание статей, которые Бааль Сулам публиковал в газете. К нашему сожалению, эта газета закрылась после выпуска ограниченного числа номеров.

 

Том первый. Статьи о каббалистическом учении и наследии мыслителей народа Израиля

 

Предисловие

 

С Б-жьей помощью в воскресение [или в субботу вечером], в Рош Ходеш Кислев 5745 года (24 – 25 ноября 1984 г.)

И вот, лестница установлена на землю, и ее вершина достигает Небес [Берейшит 28:12].

 

Возрадуются друзья и будут счастливы праведники, мои дорогие и любимые будут счастливы, увидев слова приятные, статьи, написанные славящимся своей Святостью моим господином, отцом, учителем и равом, да будет память о нем благословенна.

 

А мне куда деваться [Берейшит 37:30], мой рассказ должен воздать хвалы славящемуся своей Святостью моему господину, отцу, учителю и раву, да будет память о нем благословенна, чьи беседы и Святые слова светят нашему нынешнему поколению, поколению сокрытия и тьмы. А по поводу сокрытия и раскрытия я слышал [речение] из уст моего Святого отца в канун праздника Суккот 5703 года (25 сентября 1942 года) в Иерусалиме, когда он вошел в сукку, чтобы посмотреть, построена ли она надлежащим образом.

 

И он сказал, что существуют два аспекта сукки: 1) облако [Вавилонский Талмуд, трактат Сукка стр. 11Б, там: «облака Славы»], 2) отходы гумна и винодельни [Дварим 16:13 и Вавилонский Талмуд, там же, стр. 12А; имеются в виду стебли колосьев и виноградные лозы без ягод, из которых может строиться сукка]. И объяснил:

 

1) Облако. Это сокрытие по примеру облака, скрывающего солнце. И если человек может сосредоточить свои усилия на аспекте облако, он после этого удостаивается облака Славы, т. е. ступени пробуждения свыше. И это ступень Майин Нуквин [1] Имы [16], какой она проявляется [на ступени] шести тысяч лет, и это ступень Сод [45], которая еще не обрела свою природу, называющуюся Пшат [46]. А ступень облако Славы обретается посредством пробуждения свыше и это ступень седьмого тысячелетия, проистекающая от ступени шести тысяч лет, и это происходит, когда он удостаивается этого индивидуально; ведь известно, что общее и частное одинаковы, но это называется Майин Нуквин Имы облаков Славы.

 

2) Отходы гумна и винодельни – это ступень Майин Нуквин [1] Мальхут [6], подслащенной не чем иным, как верой. Это называется пробуждением снизу. И это происходит, когда человек подготовлен, имеется в виду, что [он обрел соответствующую] природу, т. е. его собственная ступень называется Майин Нуквин Нуквы [41], и это ступень седьмого тысячелетия, которое характеризуется так: «и одно – разрушается» (согласно речению наших мудрецов, да будет память о них благословенна: «Шесть тысячелетий существует мир и одно – разрушается» [Вавилонский Талмуд, трактат Рош hаШана стр. 31А и трактат Санhедрин стр. 97А]); [она должна получить Свет [5] от Высшего [7],] ибо нет у нее своего, нет [совсем] ничего – такова ступень Мальхут [47].

 

Итак, существует ступень седьмого тысячелетия, характеризующаяся словами «и одно – разрушается», и существует ступень седьмого тысячелетия, проистекающая от ступени шести тысяч лет и [обретаемая] индивидуально.

 

Различие между этими ступенями заключается в том, что Благодать, воспринимаемая на ступени «отходы гумна и винодельни», – это ступень, соответствующая природе человека, обретенной им самим, и только в случае, если он готов получить Благодать, он ее получает. А ступень «облака Славы» является пробуждением свыше, которое он может обрести сверхъестественным образом, даже если не готов. Ибо Благодать приходит по инициативе Высшего [7]. Это соответствует смыслу слов «Я – Г-сподь, Пребывающий с ними среди их нечистоты» [48].

 

И если человек исправляет ступень «отходы гумна и винодельни», ступень Мальхут [6] Майин Нуквин [1] Нуквы [41], являющуюся ступенью седьмого тысячелетия, он удостаивается восьмого тысячелетия. А это ступень трех первых Сфирот [3] [50]. И такая душа нисходит в мир раз в десять поколений. Конец изложения его Святых слов.

 

По этим Святым словам мы можем понять величие души моего господина, отца, учителя и рава, да будет благословенна память о праведнике, и на какой ступени он был, когда их говорил. Ведь он несколько раз сказал мне, что никогда не объяснял написанного в Святых книгах, пока не постигал этого с самой ступени, к которой это объяснение относилось.

 

Чтобы чуть-чуть разобраться в его словах, необходимо объяснить, что существует соединение Атрибута Милосердия с Атрибутом Суда [51], называющееся Майин Нуквин [1] Имы [16], являющейся ступенью Бина [23], представляющей собой альтруистические сосуды [4], т. е. совершается исправление соединения с Атрибутом Милосердия, чтобы дать возможность низшим [2] обрести Атрибут «ради нее самой» [52], о чем говорится во Введении в мудрость Каббалы (пп. 57 – 58), что если бы был сотворен человек из одной только ступени Мальхут [6], называющейся Атрибутом Суда, он бы совсем не мог исправить деяния свои, ибо не было бы у него искр альтруизма и был бы он подобен животным, которым совершенно не присуще альтруизма.

 

Поэтому Он отдал предпочтение Атрибуту Милосердия, т. е. Бине [23], перед Атрибутом Суда, т. е. Мальхут [6]. И таким образом, установилась связь с телом [53] человека, проистекающим от Мальхут, чтобы придать ему какие-то альтруистические черты.

 

И с помощью соединения Атрибута Милосердия с Атрибутом Суда налагается Цимцум Бет [28], согласно которому можно наделять Светом [5] только шесть Сфирот [3], называющиеся шестью тысячелетиями.

 

Но в седьмом тысячелетии Цимцум Бет уничтожается, и снова наделяются Светом все десять Сфирот ступени, и это называется восьмым тысячелетием. А поскольку наделяются Светом все десять Сфирот, то это включает и три первых Сфирот [50].

 

Но на ступени шести тысячелетий, называющейся Вав Кцавот [54], [каждая] ступень разделяется, т. е. можно постичь только шесть Сфирот [3], называющихся Хохма [21], Бина [23], Даат [61], Хесед [55], Гвура [56], Тиферет [57] сосудов [4], внутри которых светят только Света [5] Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах [58], hОд [59], Есод [60] – то, что светило в мире [18] Некудим [30] в состоянии Катнут [66]. А затем, в состоянии Гадлут [67], когда был уничтожен Цимцум Бет [28], у них не было сил получить Света с альтруистической мотивацией, и они получили ради того, чтобы получить, и поэтому разбились.

 

И писал Аризаль [15] в Древе Жизни [14], портал Некудим, что причиной разбиения было то, что Света [5] были велики, а сосуды [4] – малы и не могли выдержать Светов.

 

Мой господин, отец, учитель и рав, да будет память о нем благословенна, в Учении о десяти Сфирот [3], часть 7, объясняет: Поскольку Свет был большим сверх меры, они не могли получить его с альтруистической мотивацией и поэтому разбились.

 

И поэтому говорит Аризаль [15], что сосуды [4] Паним [68] и сосуды Ахораим [69] разбились вместе и смешались друг с другом. И среди разбившихся сосудов есть сосуды, которые можно отделить, и они отделяются и исправляются с помощью мира [18] Ацилут [20].

 

Он также говорит, что то, что отделяют – это только сосуды [4] Паним [68] и таким образом образуется Катнут [66] мира [18] Ацилут [20]. А в Гадлут [67] мира Ацилут отделяют сосуды Паним, присоединившиеся к сосудам Ахораим [69]. Но сама Мальхут [6] сокрыта в Рейша дело итьЯда (в непознаваемом Рош [39]).

 

И при этом он объясняет, что сосуды [4] Паним [68] – это альтруистические сосуды. И в этих сосудах может светить только Свет [5] Хасадим [70]. И это называется Катнут [66], ибо на [любой] ступени сосуды Хохма [21], Бина [23], Даат [61], Хесед [55], Гвура [56], Тиферет [57] освещаются Светами Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах [58], hОд [59], Есод [60]. И не достает сосудов Нецах, hОд, Есод и Светов трех первых Сфирот [3] [50].

 

Сосуды [4] Ахораим [69] называются сосудами получения, потому что они нуждаются в Свете [5] Хохма [21], называющемся Светами трех первых Сфирот [3] [50], являющимися Светами Гадлут [67].

 

И говорит Аризаль [15], что эти сосуды [4] не отделяются [на ступени] шести тысячелетий. И в этом смысл Мальхут [6], сокрытой в Рейша дело итьЯда (в непознаваемом Рош [39]).

 

И он спрашивает об Ор Пними [12]: если там нет сосудов [4] получения, то как же существует Гадлут [67], при которой Свет [5] Хохма [21] светит в мире [18] Ацилут [20]?

 

И отвечает, что Гадлут [67] мира [18] Ацилут [20] не относится к самим сосудам [4] Ахораим [69], а представляет собой альтруистические сосуды, присоединившиеся к сосудам Ахораим, когда они разбились и упали в миры Брия [22], Ецира [24] и Асия [26].

 

Поэтому Гадлут [67] деНешама [71] проистекает от сосудов [4] Паним [68], присоединившихся к сосудам Ахораим [69], оставшимся в мире [18] Брия [22]. А что касается сосудов Паним, присоединившихся к ним в мире Ецира [24], то благодаря тому, что их отделяют, в мире Ацилут [20] они наделяются Светом [5] Хая [72]. А когда отделяют сосуды, присоединившиеся к ним в мире Асия [26], в мире Ацилут их наделяют Мохин [73] деЕхида [74].

 

Но седьмое тысячелетие характеризуется словами «и одно – разрушается», т. е. на этой ступени Цимцум Бет [28] уничтожится и будут светить все десять Сфирот [3]. Напротив, седьмое тысячелетие на ступени шести тысячелетий не характеризуется словами «и одно – разрушается», потому что Цимцум Бет не уничтожается, а остается. И Гадлут [67] мира [18] Ацилут [20] имеет место только благодаря тому, что сосуды [4] получения поднимаются [7] в место Ацилут.

 

Следовательно, на миры [18] Брия [22], Ецира [24] и Асия [26], находящиеся на своих местах и вышедшие наружу [т. е. за пределы области получения], благодаря Цимцум Бет [28] всё еще наложен запрет. А десять Сфирот [3] светят только в месте сосудов [4] Паним [68], называющемся местом Ацилут [20].

 

Согласно сказанному выше можно разъяснить, что седьмое тысячелетие означает, что светят три первых Сфирот [3] [50] на ступени шести тысячелетий. И именно это он имел в виду, говоря, что существует седьмое тысячелетие, проистекающее от ступени шести тысячелетий, ... и оно называется Майин Нуквин [1] Имы [16], т. е. сосуды [4] Паним [68], являющиеся альтруистическими сосудами, притягивают три первых Сфирот, чтобы дополнить Свет [5] до десяти Сфирот. И это называется АХАП [75] деАлия (подъема [7]).

 

То, что Има [16] является ступенью пробуждения свыше, можно объяснить с помощью слов Аризаля [15] во Введении к порталам (портал 2, часть 3, глава 9): «В первый раз поднялись [7] Майин Нуквин [1] без участия Зеир Анпина [25] и Нуквы [41] к Абе вэИме [65] ...».

 

И объясняет мой господин, отец, учитель и рав, да будет память о нем благословенна, причину этих слов: поскольку АХАП [75] Абы вэИмы [65] располагаются в Гальгальте вэЭйнаим [76] Зеир Анпина [25] и Нуквы [41], то когда Высший [7] поднимает свои АХАП, вместе с ними поднимаются и Гальгальта вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы.

 

И это называется пробуждением свыше, потому что оно совершается Высшим [7], но сами Зеир Анпин [25] и Нуква [41] не могут подняться.

 

А когда низший [2] поднимается к Высшему [7], он обретает альтруистическую ступень, ступень Высшего, что является соединением Атрибута Милосердия с Атрибутом Суда [51], и это происходит потому, что Мальхут [6], являющаяся Атрибутом Суда, соединилась с Биной [23], являющейся Атрибутом Милосердия и представляющей собой альтруистические сосуды [4], а это Атрибут Творца, единственным намерение Которого является совершение альтруистических деяний.

 

Из этого следует, что, чтобы обрести альтруистические сосуды, инициативу должен проявить Высший [7], и это называется пробуждением свыше, т. е. Высший поднимает низшего [2], чтобы он обрел сосуды [4] Бины [23], альтруистические сосуды, и это называется Атрибутом Милосердия.

 

А после этого, во второй раз, т. е. когда у него уже есть альтруистические сосуды [4], он поднимается [7] сам, чтобы обрести сосуды получения, и это называется Атрибутом Суда, а также пробуждением снизу. И таким образом он обретает ступень трех первых Сфирот [3] [50], называющихся седьмым тысячелетием.

 

И это не собственно седьмое тысячелетие, поскольку Мальхут [6] сокрыта в непознаваемом Рош [39]. Но это седьмое тысячелетие, проистекающее от ступени шести тысяч лет, ибо это еще Майин Нуквин [1] Имы [16], называющейся Мальхут, подслащенной Биной [23].

 

И именно об этом написано в книге Зоар на недельное чтение Берейшит, часть первая, стр. 152, п. 171: Поэтому Он сказал: «Смотрите же ныне, что Я – это Я, и нет Б-га кроме Меня» [Дварим 32:39], чтобы получить совет от Него, ибо нет у Него другого, нет соединения, [нет расчета] ...

 

И объясняет мой господин, отец, учитель и рав в комментарии Сулам к этому месту: «И по завершении исправления, когда раскроется смысл слов «стал во главе угла» [Теhилим 118:22], будет сказано: «Смотрите же ныне, что Я – это Я»; Мальхут [6] называется «я», и поскольку Мальхут Цимцум Алеф [28] обретет великий Зивуг [42], миру откроется, что «Я» на ступени «шесть тысячелетий» была в соединении с Атрибутом Милосердия [51], а ее сущность была сокрыта; «Я – это» означает «Я» Цимцум Алеф, т. е. раскрытие сущности Мальхут, «и нет Б-га кроме Меня», т. е. нет у Меня другого, чтобы получить совет от него, ибо «Я», раскрывшаяся на ступени «шесть тысячелетий», нуждалась в другой ступени, а именно в Бине [23], чтобы получить от нее совет, т. е. исправление, а теперь мне, напротив, не нужно получать совет от другого, ибо я сама достигла совершенства во всем, что мне требуется, и больше не соединяюсь, ибо мне больше не присуще соединения с Атрибутом Милосердия, поскольку присущий мне Атрибут Суда сладок сладостью совершенства. Объяснение слов «и нет расчета» таково: Масах [31], соединившийся с Атрибутом Милосердия Бины, называется именем Хешбон (расчет), ибо Хешбон и Махашава (замысел) – родственные слова, а Махашава – это имя Бины, подслащающей Масах, и [Мальхут] говорит, что отныне не нуждается в этом расчете».

 

И в этом отличие седьмого тысячелетия, проистекающего от ступени шести тысяч лет, от восьмого тысячелетия.

 

Что же мы можем сказать, услышав и восприняв всё это? Что мы удостоились разглядеть краешек его величия. И сказанное позволяет нам «взойти на гору и коснуться ее края» [Шемот 19:12], чтобы приблизиться к вершине его достоинств. Его новые толкования и объяснения сказанного в Святых книгах, проникнутые Святостью, светят, как день, когда пересказывают их.

 

Поэтому я и говорил, насколько почетно сегодня издание этой книги, составленной из речений моего господина, отца, учителя и рава, да будет память о нем благословенна.

 

И да будет воля свыше, чтобы его Святые слова помогли нам приблизиться к Г-споду, да будет Он восславлен, и идти стезями служения Ему.

 

Барух Шалом, сын рабби Еhуды Лейба hаЛеви Ашлага, да будет благословенна память о праведнике.

 

Примечания переводчика

--------------------------------

[1] Майин Нуквин («женские воды») – просьба низшего [2], чтобы Высший [7] наделил его Светом [5].

[2] Низший – тот, кто ближе по качествам к Сфире [3] Мальхут [6], иными словами, к эгоистическому желанию.

[3] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент Духовного объекта и сама является Духовным объектом. По одной интерпретации слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд [4] и Свет [5], который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). Любой духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоар, фрагмент Роза, п.1, второй абзац.

[4] Сосуд – желание получать.

[5] Свет – наслаждение.

[6] Мальхут – означает «царствование», Пятая из пяти основных Сфирот [3] и десятая из десяти Сфирот. Изначально желание получать ради получения.

[7] Высший – тот, кто ближе по качествам к Творцу, т.е. к Сфире [3] Кетер [8], иными словами, к альтруистическому желанию.

[8] Кетер означает «корона», «венец». Первая из пяти основных Сфирот [3] и из десяти Сфирот. Желание Дающего облагодетельствовать Свои творения [9].

[9] Когда у Него, да будет восславлено Его Имя, возникло желание сотворить мир, чтобы облагодетельствовать Свои творения и чтобы они познали величие Его и удостоились стать колесницей, вздымающей ввысь, чтобы прилепиться к Нему [10], да будет Он восславлен, Он создал и наделил Светом [5] одну точку из десяти (представляющих собой десять Сфирот [3] Акудим [11], пребывающих в одном сосуде [4] [13]), и не проявлялись они – Древо Жизни [14] Аризаля [15], Шаар hаКлалим (Портал общих принципов), начало первой главы. Слова чтобы облагодетельствовать Свои творения выражают важнейший Атрибут Б-жественности, которую человек должен стремиться обрести.

[10] Прилепиться к Нему – это выражение из стихов Дварим 11:2230:20, а также Еhошуа 22:5 является декларацией цели иудаизма и Каббалы.

[11] Акудим (пятнистые, слово из глав 30 и 31 книги Берейшит) – название совокупности духовных ступеней, на которых внутренний и окружающий Света [12] связаны друг с другом и соударяются друг с другом. Как объясняет Бааль Сулам в Общем введении, п.5, это название происходит от «И связал Йицхака» (Берейшит 22:9) («И связал» на иврите передается как «ваяАкод», т.е. словом, имеющим тот же корень, что и Акудим). О соударении внутреннего и окружающего Светов см. во Введении в мудрость Каббалы, пп.33 – 42.

[12] Ор Пними (Внутренний Свет [5]) - это наслаждение, которое творение способно получить с альтруистической мотивацией. Ор Макиф (Окружающий Свет) - это наслаждение, которое творение неспособно получить с альтруистической мотивацией. Соударение внутреннего и окружающего Светов - это конфликт между творением, желающим получить только наслаждение, которое оно способно получить с альтруистической мотивацией, и Г-сподом, Желающим, чтобы творение получило все наслаждение, которое Он хочет ему дать. О соударении внутреннего и окружающего Светов см. во Введении в мудрость Каббалы, пп. 33 – 42.

[13] Пребывающий в сосуде [4] - полученный тем, кто получает.

[14] Древо Жизни Аризаля [15] – одна из важнейших книг по Каббале (наряду с книгой Зоар). Записана в 1573 году учеником Аризаля рабби Хаимом Виталем. См. текст на иврите.

[15] Аризаль – Б-жественный ашкенази рабби Йицхак, да будет память о нем благословенна.

[16] Има (мама, мать) – Парцуф [17] Бина [23] мира [18] Ацилут [20] или Некудим [30].

[17] Парцуф по-арамейски означает «лик». Сфира [3] миров [18].

[18] Мир – на ступени «миры Адам Кадмон [19], Ацилут [20], Брия [22], Ецира [24], Асия [26]» [27], нижняя [2] граница которой представляет собой ощущаемую нами реальность, – это Сфира [3] всего сущего. Кроме того миром называется духовный объект, который объединяет в себе все то, что находится в мире Высшем [7] по отношению к нему, подобно печати и отпечатку, когда все, что присуще печати, полностью переходит в отпечаток с нее. Например, мир Адам Кадмон является Высшим для произошедшего от него мира Некудим [30], его отпечатка.

[19] Адам Кадмон (буквально «первозданный человек») – Сфира [3] Кетер [8] всего сущего.

[20] Ацилут означает питание, наделение [Светом [5] ], а также близость к Творцу: Значение слова Ацилут устанавливается по значению содержащего родственное слово выражения «Вээhье эцло» («И была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время пред Ликом Его» (Мишлей 8:30)]) [Менее буквальный, но лучше передающий смысл перевод: И потчевал Он меня у Себя лакомствами, и радовала Его я каждый день, веселясь все время пред Ликом Его]; что является намеком на Йихуд (соединение [с Творцом]). См. в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы". Мир [18] Ацилут – это Сфира [3] Хохма [21] всего сотворенного вместе взятого.

[21] Хохма означает «мудрость». Вторая из пяти основных Сфирот [3] и из десяти Сфирот. Получение еще не осознающим себя сосудом [4] (творением) всего Света (т.е. наслаждения, когда пишется «Свет», обычно имеется в виду Свет Хохма, наслаждение от получения), который Дающий желает ему дать.

[22] Брия (буквально: творение [духовного объекта, отличающегося от Творца наличием желания получать]) – Сфира [3] Бина [23] всего сущего.

[23] Бина означает «разум», «понимание», «разумение». Третья из пяти основных Сфирот [3] и из десяти Сфирот. Исторжение Света Хохма [21] (отказ получать Свет Хохма) сосудом [4], осознавшим, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающим походить на Творца.

[24] Ецира (буквально: творение [с помощью ограничения Света [5], когда сосуд [4] получает только ту, часть Света, которую на данной ступени может получить] – Сфира [3] Зеир Анпин [25] всего сущего.

[25] Зеир Анпин или Тиферет – Зеир Анпин означает «малый Лик», Тиферет означает «великолепие». Четвертая из пяти основных Сфирот [3], составляет Сфирот с четвертой по девятую из десяти Сфирот. Так же, как Бина [23], это сосуд [4], осознавший, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающий походить на Творца. Однако Зеир Анпин знает, что совсем без Света Хохма [21] не выжить, и получает минимальное количество Света Хохма необходимое для выживания.

[26] Асия – действие. Название самого нижнего [2] мира [18], Сфиры [3] Мальхут [6] всего сотворенного.

[27] Ступень «миры [18] Адам Кадмон [19], Ацилут [20], Брия [22], Ецира [24], Асия [26]» - ступень, нижняя [2] граница которой представляет собой ощущаемую нами реальность, характеризуется наложением Цимцума [28] и свойствами Кав [29].

[28] Цимцум (буквально: сокращение, ограничение) – запрет получать Свет [5]. В мире [18] Адам Кадмон [19] наложен Цимцум Алеф (первый запрет) – запрет получения Света без альтруистической мотивации. Кроме этого, в мирах Ацилут [20], Брия [22], Ецира [24], Асия [26] наложен Цимцум Бет (второй запрет) – запрет получения Света в эгоистические сосуды [4] (сосуды ниже [2] Бины [23]).

[29] Кав ([прямая] линия, луч, в Невиим и Кетувим линия, мерный шнур, см. например Мелахим 1, 7:23) – ступень, характеризующаяся тем, что сосуд [4] получает ничтожную долю Света [5] (потому что после первого запрета [28] творение способно получить с альтруистической мотивацией лишь малую долю Света, что визуализируется тонкой трубкой, линией или мерным шнуром), и тем, что вдоль этой линии различаются верх [7] и низ [2], т. е. более альтруистические ступени располагаются выше, ближе к Творцу, т.е. к ассоциируемой с Ним ступени Кетер [8], а более эгоистические – ниже, ближе к получению ради себя, т.е. Мальхут [6]. Такие свойства проявляются на ступени «миры [18] Адам Кадмон [19], Ацилут [20], Брия [22], Ецира [24], Асия [26]» [27]. Две линии. Работа в правой и левой линии разъясняется как Принцип тринадцатый системы служения Г-споду, практикуемой Бааль Суламом. Исправление линий (в том числе трех линий) объясняется начиная с пятого абзаца Ор Шалом к п.121 Введения в мудрость Каббалы.

[30] Мир [18] Некудим (соответствующий каббалистическому смыслу слова Некудим (крапчатые) из глав 30 и 31 книги Берейшит) – Парцуф [17], появившийся в результате очищения Масаха [31] [32] Парцуфа Некудот [33] дэСАГ [34] [35], от которого он унаследовал Цимцум Бет [28]. Однако это не помогло избежать получения слишком большого Света [5] и сосуды [4] мира Некудим утратили способность получать его вообще. В следующем мире Ацилут [20] происходит исправление. Исправление заключается в том, что Высшие [7] ступени отделяются от низших [2] во избежание нанесения Высшим ступеням ущерба неправильными действиями низших. Кроме того, Парцуфы мира Ацилут берут себе пришедшие в негодность сосуды мира Некудим в качестве Нукв [41], поднимают их на Высшие ступени и наделяют Светом, чтобы они ожили.

[31] Масах (экран, завеса, слово из Танаха, начиная с Шемот 26:36) – ступень, на которой творение получает часть Света [5] с альтруистической мотивацией, а то, что не может получить с альтруистической мотивацией – отвергает (отражает).

[32] Очищение Масаха [31] – согласно Первому запрету [28] получать Свет [5] Парцуф [17] получает только ту часть Света, которую может получить с альтруистической мотивацией, а остальной Свет отвергает. Однако сосуд [4] не может выдержать соблазна и во избежание нарушения Первого запрета исторгает весь Свет. Это называется очищением Масаха, что означает исчезновение у Парцуфа желания получать. При этом сосуд «запоминает», что не может совладать с желанием получать присущим этому Парцуфу, и следующий Парцуф пытается совладать с желанием получать меньшей силы (на одну ступень меньше, чем у предыдущего Парцуфа).

[33] Некудот (огласовки языка иврит, буквально: точки) – исторжение Света [5] (отказ от наслаждения) при очищении [32] Масаха [31]. См. также [35].

[34] САГ (числовое значение (63) Четырехбуквенного Имени, записанного как Йуд-Вав-Далет, Кэй-Йуд, Вав-Алеф-Вав, Кэй-Йуд; числовое значение 10+6+4+5+10+6+1+6+5+10 = 63) – Парцуф [17] Бина [23] мира [18] Адам Кадмон [19]. См. также [35].

[35] Парцуф [17] Некудот [33] деСАГ [34] («де» означает родительный падеж) образуется под [2] Табуром [36] Гальгальты [44] в результате того, что, когда обнаружилось подобие Некудот Парцуфа САГ, имеющих структуру Зеир Анпина [25], свечению [43] и сосудам [4] ступени Соф [40], духовный объект, соответствующий Некудот Парцуфа САГ, спустился под Табур Гальгальты и соединился там Зеир Анпином и Нуквой [41] Гальгальты. Сразу же стала ясна порочность замысла этого соединения, т.к. Некудот дэСАГ имеют свойства Зеир Анпина Бины [23], а Зеир Анпин и Нуква являются ступенями Кетер [8]. Это немедленно привело к наложению Второго запрета [28] во избежание получения сосудами слишком большого Света [5]. Это не помогло в мире [18] Некудим [30], порожденном Парцуфом Некудот дэСАГ, в котором сосуды все же получили слишком большой Свет и утратили способность его получать.

[36] Табур (буквально: пуп) – граница между Тох [37] и Соф [40].

[37] Тох (внутренняя часть) Парцуфа [17] – его сосуды [4] (часть Гуф [38]), которые по мнению Рош [39] способны получать Свет [5] без нарушения запрета [28].

[38] Гуф – тело. Часть Парцуфа [17], состоящая из сосудов [4] и потому способная получать Свет [5] (или не получать, если такое решение будет принято в Рош [39]).

[39] Рош – голова. Часть Парцуфа [17], в которой не происходит получения на деле, а принимается решение, сколько Света [5] получит Гуф [38]. Об этом говорится, что в Рош получение происходит только потенциально.

[40] Соф – предел, конец. Самая нижняя [2] часть Гуф [38], в которую Рош [39] решает не получать Свет [5].

[41] Нуква (женщина, жена) – при Зивуге [42] духовных объектов получающая сторона. В частности Нуквой Зеир Анпина [25] является Мальхут [6]. Нуква на арамейском – это то же, что Нэкэйва на иврите.

[42] Зивуг – супружеское соединение. В Каббале во время Зивуга Высший [7] наделяет Светом [5] низшего [2].

[43] Свечение – малый Свет [5].

[44] Гальгальта (буквально: лоб, череп) - Парцуф [17] Кетер [8] мира [18] Адам Кадмон [19].

[45] Сод (тайна) – способ толкования Торы понятный только избранным единицам.

[46] Пшат – простое толкование Торы.

[47] Сказано в книге Зоар на недельное чтение Бо (п. 235 на стр. 65, в фигурных скобках комментарий Сулам): а в молитве руки [имеется в виду коробочка тфилин, возлагаемая на руку], {т. е. в Мальхут [6]} нет совсем ничего своего, только то, что она получает свыше {от Зеир Анпина [25]}.

[48] «Я – Г-сподь, Пребывающий с ними среди их нечистоты». Сказано в Сифре 4:5 и в Вавилонском Талмуде, трактат Йома стр. 56Б: «Пребывающий с ними среди их нечистоты» (Вайикра 16:16) [означает, что] даже, когда они нечисты, Шхина [49] среди них.

[49] Шхина – Б-жественное присутствие, собрание душ всего Израиля; в Предисловии к книге Зоар Бааль Сулама, в п.31, это духовное состояние творения, сутью которого является служение ради самой Торы [52]. См. также Предисловие к Учению о десяти Сфирот [3], п.33.

[50] Три первых Сфирот [3] – Кетер [8], Хохма [21], Бина [23].

[51] Атрибут Милосердия и Атрибут Суда. Г-сподь Б-г подобен царю, у которого были пустые кубки. Сказал царь: если я наполню их горячей водой, они разобьются от растяжения, а если холодной водой – они разобьются от сжатия, И что же сделал царь? Он смешал горячую воду с холодной, и они уцелели. Так же сказал Святой [Творец], да будет Он восславлен: если Я сотворю мир с помощью Атрибута Милосердия, то горе ему, погрязшему в преступлениях, а если с помощью Атрибута Суда, то как сможет мир устоять? Но Я сотворю мир как с помощью Атрибута Суда, так и с помощью Атрибута Милосердия, и вот тогда мир устоит. - Берейшит Рабба 12:15. Об Атрибуте Суда без Атрибута Милосердия рассказано в части Введения в мудрость Каббалы, посвященной миру [18] Адам Кадмон [19] (пп. 14 – 58). В последующей части Введения рассказывается о включении Атрибута Милосердия в Атрибут Суда.

[52] Ради нее самой, т. е. ради самой Торы, – с альтруистической мотивацией, ради Творца. Дальнейшие объяснения см. в книге Дарование Торы, в Замечаниях и комментариях 69). Выражение ради нее самой происходит из Мишны, трактат Авот 6:1: Всякий, кто занимается Торой ради нее самой, удостаивается многого. И не только это: он достоин целого мира.

[53] Тело – эгоистическое желание.

[54] Вав Кцавот – буквально: шесть концов. Сфира [3] Зеир Анпин [25], состоящая из шести Сфирот: Хесед [55], Гвура [56], Тиферет [57], Нецах [58], hОд [59], Есод [60].

[55] Хесед – милосердие. Название первой Сфиры [3] Зеир Анпина [25] и четвертой из десяти Сфирот.

[56] Гвура – могущество, а также усилие и преодоление. Название второй Сфиры [3] Зеир Анпина [25] и пятой из десяти Сфирот.

[57] Тиферет – великолепие. Название третьей Сфиры [3] Зеир Анпина [25] и шестой из десяти Сфирот.

[58] Нецах – неподвластность времени. Название четвертой Сфиры [3] Зеир Анпина [25] и седьмой из десяти Сфирот.

[59] hОд – величественность. Название пятой Сфиры [3] Зеир Анпина [25] и восьмой из десяти Сфирот.

[60] Есод – основа, а также тайна и половой орган. Название шестой Сфиры [3] Зеир Анпина [25] и девятой из десяти Сфирот.

[61] Сфира [3] Даат (познание в том же смысле, что в стихе «И познал Адам Хаву, жену свою» - Берейшит 4, 1) – дополнительная Сфира, впервые появившаяся в мире [18] Некудим [30]. Поскольку мир Некудим является порождением Парцуфа [17] Некудот [33] деСАГ [34] [35], являющегося соединением ступеней САГ и Гальгальта [44], то мир Некудим является соединением дочерних ступеней МА [62] и АБ [63]. Мир Некудим сначала получает малые Света [5] нужные сосудам [4] МА и при этом нижняя [2] половина каждой ступени падает в верхнюю половину нижестоящей ступени, в том числе семь нижних Сфирот [3] [64] Абы вэИмы [65] падают в семь нижних Сфирот мира Некудим. Когда же мир Некудим получает Свет для сосудов АБ, семь нижних Сфирот Абы вэИмы вновь поднимаются на свое место, и вместе с ними к Абе вэИме поднимаются семь нижних Сфирот мира Некудим. Они просят у Имы дать им Свет. Для этого Аба вэИма соединяются в Зивуге [42] Паним бэПаним (лицом к лицу), Аба наделяет Светом Иму, а Има – семь нижних Сфирот мира Некудим. Уходя на свое место, семь нижних Сфирот мира Некудим одновременно остаются на уровне Аба вэИма (согласно принципу «нет исчезновения в Духовном») и таким образом поддерживают устойчивость Зивуга Абы и Имы. Эти семь нижних Сфирот мира Некудим, оставшиеся на уровне Аба вэИма, называются Сфирой Даат.

[62] МА (числовое значение (45) Четырехбуквенного Имени, записанного как Йуд-Вав-Далет, Кэй-Алеф, Вав-Алеф-Вав, Кэй-Алеф; числовое значение 10+6+4+5+1+6+1+6+5+1 = 45) – Парцуф [17] Зеир Анпин [25] мира [18] Адам Кадмон [19].

[63] АБ (числовое значение (72) Четырехбуквенного Имени, записанного как Йуд-Вав-Далет, Кэй-Йуд, Вав-Йуд-Вав, Кэй-Йуд; числовое значение 10+6+4+5+10+6+10+6+5+10 = 72) – Парцуф [17] Хохма [21] мира [18] Адам Кадмон [19].

[64] Семь нижних [2] Сфирот [3] - Зеир Анпин [25] и Нуква [41].

[65] Аба вэИма [16] означает «отец и мать» или «папа и мама». Это Парцуфы [17] Хохма [21] и Бина [23] мира [18] Ацилут [20] или Некудим [30].

[66] Катнут – состояние, в котором духовный объект получает меньше Света [5], буквально: малое состояние, детство.

[67] Гадлут – состояние, в котором духовный объект получает наибольшее количество Света [5], буквально: большое, взрослое состояние.

[68] Сосуды [4] Паним (буквально: сосуды лица) – используемые сосуды.

[69] Сосуды [4] Ахораим (буквально: сосуды ягодиц) – неиспользуемые сосуды.

[70] Свет [5] Хасадим [70] (Свет добра и милосердия) – наслаждение от альтруистических деяний.

[71] Нешама (душа) – Сфира [3] Бина [23] Светов [5].

[72] Хая (жизнь) – Сфира [3] Хохма [21] Светов [5].

[73] Мохин – буквально: мозги. Единственное число – Моах (мозг). Света [5], ассоциирующиеся со спермой [42], которая, как считают каббалисты, происходит от мозга.

[74] Ехида (единство и единственность Творца) – Сфира [3] Кетер [8] Светов [5].

[75] АХАП – Озен (ухо), Хотем (нос), Пэ (рот), соответственно Бина [23], Зеир Анпин [25] и Нуква [41].

[76] Гальгальта вэЭйнаим – лоб и глаза. Соответственно Кетер [8] и Хохма [21].