Предисловие
редактора (к
предыдущему
изданию)
Сколь
славен и
возвышен
день, когда
раскрывается
миру блеск
сокровищ,
слова,
скрытые за
семью
печатями;
разве не
таковы новые
толкования и
комментарии
из учения
нашего учителя,
славящегося
своей
Святостью, нашего
господина,
учителя и
рава Баруха
Шалома hаЛеви
Ашлага и да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике? И
слова эти светят,
как в день,
когда они
были
дарованы, и
открывают
врата всем,
кто желает
понять и познать
тайны Торы,
учения его
Святого отца,
нашего
учителя,
автора
[комментария]
«Сулам», да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике,
который
озарил тьму
этого поколения
[Светом]
своих
замечательных
произведений,
посвященных
Святой книге
Зоар и трудам
Аризаля.
И
вот,
благодаря
комментариям
Адмора,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], каждому
становится
ясно, насколько
велика
глубина
Каббалистического
учения. И
становится
спокойней на
сердце любого
здравомыслящего
человека, ибо
это учение
доступно
каждому
человеку,
желающему,
чтобы его
душа
вознеслась
вверх,
[возвысившись]
над земным.
Применяя
способ
распространенный
среди тех,
кто
стремится
обрести знания,
а именно
глубоко
изучая
предмет, наш
учитель и
Адмор, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике,
делает все
ярче и ярче
блеск
сокровищ,
скрытых в
трудах его отца,
нашего
учителя
Бааль Сулама,
да будет благословенна
память о
Святом и
праведнике, и
все
доступней
становятся
они для разума
и сердца
читателя.
Мы
возносим
молитву,
чтобы
благодаря
раскрытию
этого
[прежде]
скрытого
Света, многие
приблизились
к изучению
Каббалистической
мудрости и
чтобы все мы
пришли к
истинному
служению
Г-споду, чтобы
прилепиться
к Нему, да
будет Он
восславлен, и
достичь цели
Творения,
заключающейся
в раскрытии
Г-спода [Его]
созданиям [2].
***
Славящийся
своей
Святостью Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], родился в
Варшаве
(Польша) седьмого
Швата
5667 года [3]. С
самого
раннего
детства в нем
раскрылись
необычайные
способности.
И уже в возрасте
девяти лет
его отец, наш
учитель
Бааль Сулам,
да будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике,
включил его в
группу
избранных
учеников для
изучения
Хошен Мишпат
[4] с
комментариями.
А также,
когда он был
подростком,
отец брал его
с собой к
своему раву,
Адмору из Парисова
[5] , да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
и к Адмору раву
Иссахару
Дову из Белза,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике.
В 5682
году [6] наш
учитель
Бааль Сулам
совершил алию
в Землю
Израиля и
поселился в
Иерусалиме.
Тогда
славящийся
своей
Святостью Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике [1],
учился среди
младших
учеников в ешиве
Торат Эмэт,
принадлежащей
движению Хабад.
Его усердие в
учебе не
знало границ.
И известно,
что он клал в
свой столик
немного фруктов,
чтобы
заглушить
голод, и
занимался
двенадцать
часов и
больше без
перерыва и
отдыха.
Несмотря
на свой
молодой
возраст и не
взирая на
запрет,
установленный
его Святым
отцом,
входить туда,
где проходил
урок, тем, кто
не числился
среди
учеников, славящийся
своей
Святостью Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], ипользовал
то, что он
выполнял работу
служителя [в Бейт
Мидраше его
отца].
Испытывая
страстное
желание [слушать
отца], он
старался
прислуживать
своему отцу и
соученикам
очень
медленно,
чтобы иметь
возможность
слушать урок,
и жадно ловил
каждое без
исключения
слово,
выходящее из
Святых уст
его отца.
Когда
ему было
всего
двадцать лет,
ему было присвоено
звание
раввина
равом
Иерусалима,
гаоном [7],
рабби Йосефом
Хаимом
Зоненфельдом, да
будет
благословенна
память о
Святом и праведнике,
который
наградил его
множеством
эпитетов за
его
необычайные
познания в Талмуде
и Поским.
В 5685
году [8], когда
он достиг
совершеннолетия,
в восемнадцатилетнем
возрасте, он
создал семью
вместе с
дочерью
рабби
Ехезкеля
Элимэлеха
Линдера, да
будет память
о нем благословенна,
бывшего
одним из
уважаемых и
именитых
людей
Иерусалима.
После
свадьбы включил
его отец в
группу своих
учеников,
которые все
были
выдающимися
людьми.
И
рассказывают
о рабби
Мордехае
Кларе, да будет
память о нем
благословенна,
(ставшим потом
одним из
лучших
учеников Адмора,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1]), который там
учился.
В
дни, когда он
учился в
ешиве,
принадлежащей
движению Хабад,
и изучал
книгу Тания,
он
столкнулся с
четырьмя
затруднениями.
И когда
рассказал он
об этом
своему тестю (раву Моше
Баруху
Лембергеру,
да будет
память о нем
благословенна,
бывшим среди
наиболее
выдающихся
учеников Бааль
Сулама, да
будет
благословенна
память о Святом
и
праведнике),
тот ему
посоветовал
пойти к его
раву Бааль
Суламу, чтобы
он разрешил
эти
[затруднения]
для него.
Пошел он и
стал ждать
перед дверью Бааль
Сулама. В это
время к нему
подошел Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], и спросил
его, что ему
нужно. Сначала
он не хотел
ему говорить,
но после многих
просьб
сказал он
Адмору, что
есть у него затруднения
в учении хасидизма и
подробно
изложил их
перед ним.
Тогда рассказал
ему Адмор
майсу [9] и с ее
помощью были
разрешены
все его
затруднения.
Подумал рабби
Мордехай в
сердце своем,
что если этот
ученик знает,
как
разрешить
все его
затруднения,
то насколько
же
превосходит
его его рав. И
с этого
времени стал
он учеником
Бааль Сулама.
На
протяжении
всех лет,
вплоть до дня
кончины его
Святого отца
в Йом
Кипур 5715 года [10]
был Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1],
безгранично
привязан к
своему отцу и
не пропустил
у него даже
одного урока.
В те годы,
когда его
отец занимал
должность
рава Гиват
Шауля в
Иерусалиме,
он вставал в
полночь и
каждую ночь
шел от своего
дома в Старом
Городе до
Гиват Шауля (!) ,
и его не
пугали ни
большое расстояние,
ни периоды
напряженности,
бывавшие
тогда между
евреями и
арабами.
После
этого, когда
Бааль Сулам
переехал жить
в Тель Авив, Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], продолжал
посещать его
уроки с
большой
самоотверженностью,
и даже платил
большие
деньги за
это. Это были
дни осады
Иерусалима, и
можно было
единственным
способом
добраться до
Тель Авива,
под
вооруженным
конвоем, ездившим
раз в одну
или две
недели. Но
чтобы поехать
с конвоем,
нужно было
заплатить
три – пять грушей,
что тогда
составляло
большую
сумму, и эту сумму
Адмор не мог
себе
позволить. Но
огромное
желание быть
со своим
Святым отцом
горело в нем,
и поэтому он
решил
поехать в
кузове
грузовика, не
защищенного
от обстрелов
со стороны
арабов. И
действительно
исполнил то,
что задумал.
Обстрелы со
стороны
арабов
продолжались
всю дорогу,
но Адмор, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике,
остался совершенно
невредимым. И
добравшись
до Тель Авива,
он видел, как
его Святой
отец стоял
снаружи, на
веранде, что
было
необычно, и
ждал его. Сказал
ему Бааль
Сулам:
«Больше не
делай то, что
ты сделал.
Все это время
ты не выходил
у меня из
головы ...»
(После этого
переехал
Адмор, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике,
жить в Яффу,
неподалеку
от своего
отца).
Несмотря
на весьма
стесненные
обстоятельства
и крайнюю
бедность, он
отдавал
всего себя
Торе. И
рассказывают,
что он уехал
в лагерь
строителей,
чтобы
заработать
денег на
пропитание
своей семьи.
И когда
искали
добровольца,
который бы
спал на
кухне, чтобы
вставать на
час раньше
всех
остальных
рабочих,
живших в
лагере, и
готовить для
них горячие
напитки, он
вызвался
делать это. А
причиной
этого было
то, что во
всем лагере
свет горел
только на кухне,
и там он
вставал рано,
в час ночи, и
до рассвета
занимался
своей учебой,
а потом работал
целый день
вместе с
остальными
рабочими ...
И
рассказывала
рабанит, мир
ей, что были
дни, когда
они столь
страстно
желали,
[чтобы он занимался
Торой], что
они не
сомневались,
что надо
купить
керосин для
лампы, и
тогда Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], садился за
пределами
помещения и
учился при
лунном
свете...
В 5709
году [11] он по
просьбе
своего отца
проводил
занятия по
Каббале с
учениками.
После смерти
его отца в Йом
Кипур 5715 года [10]
он
согласился
дать
положительный
ответ на
настоятельные
просьбы его
учеников и
учеников его
отца принять
на себя ярмо лидерства
и постоянно
вести уроки
вместо его
Святого отца.
Его
путь к
Святости был
замечательным
и сокрытым от
всех других
людей. [Этот
путь характеризуется
словами]
«скромно
ходить в единении
с Г-сподом
Б-гом твоим» [12],
«с Г-сподом
Б-гом твоим»
до мелочей. И
однажды он
рассердился
на одного из
своих
учеников,
увидев, что
он изучает
книгу во
время одной
свадебной церемонии
и сказал:
«Изучать
можно и так,
чтобы вся
община не
видела этого
...». Точно так же
он требовал
[от учеников]
держаться
подальше от
политической
деятельности
и от
политических
организаций
и никогда не подписывал
никаких
заявлений. И
все это из-за
того, что он
не хотел,
чтобы эти
вопросы отвлекали
его от мыслей
о главном в
его жизни,
ведь разве не
так поступал
его Святой
отец?
Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], вставал в
час ночи и
без отдыха
вел свои
уроки до
рассвета. И
так он поступал
ежедневно
круглый год
без какого-либо
изъятия,
включая Йом
Кипур. И даже
по окончании
«тиша» [13] вечером
в Шабат,
несмотря на
то, что он
заканчивался
в очень
позднее
время, он
вставал рано
и проводил урок,
почти совсем
не смыкая
глаз. А также
он ежедневно
после
полудня в течение
нескольких
часов
проводил
урок с учениками,
которые не
могли
попасть на
урок в
предутренние
часы. А в
конце дня он
обсуждал
проблемы
своих
учеников, уже
после десятичасовых
занятий ...
Третьего
мархешвана
5731 года [14]
скончался
«первый» зять Адмора,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], его правая
рука, наш
учитель и рав,
Йицхак Агаси,
да будет
благословенна
память о
праведнике.
Рав Йицхак
Агаси удостоился
прилепиться
к Бааль
Суламу [15], да
будет благословенна
память о
Святом и
праведнике, а
после его
кончины, он
уничтожил
свое я перед
адмором [15], да
будет
благословенна
память о Святом
и праведнике.
Он был очень
умным и добрым
человеком,
что редко
сочетается в
одной
персоне и
адмор, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике,
однажды сказал
о нем, что у
него была
возвышенная
душа. Он был
главным и
первым во
всех делах,
связанных со
Святостью, и
всю жизнь
ежедневно
вставал в час
ночи и
занимался с
адмором, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике.
Через
несколько
лет, второго ияра
5741 года [17],
скончалась
любимая дочь Адмора,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], госпожа Еhудит, мир
ей, жена рава
Йицхака
Агаси благословенной
памяти.
Адмор, да
будет благословенна
память о
Святом и
праведнике,
рассказывал
о ней, что у
Бааль Сулама,
да будет благословенна
память о
Святом и
праведнике,
она входила в
Святая
Святых
беседовать о служении
Г-споду.
Точно так же
она прилепилась
к адмору, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике,
всей душой.
Несмотря
на эти и
многие
другие
горькие события,
Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], продолжал
идти своей
стезею Святости,
совершенно
не
оглядываясь
назад. Он
имел
обыкновение
говорить: Кто
оглядывается
назад, тот –
«пенсионер» в
служении Г-споду.
И он на самом
деле шел по
такому пути:
он никогда не
оглядывался
назад и по
нему никогда
и ничуть не
было заметно,
что в его
жизни
происходили
какие-то
тяжелые и
горькие события.
И это о нем
сказано:
«Крепкие
силой, поступающие
по слову Его» [18];
ведь, на
самом деле, в
нем лучилась
Высшая сила всю
жизнь, когда
он шел,
продвигаясь
вперед, как
солдат, по
пути
служения
Г-споду, да
будет Он
восславлен.
Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], был
гениальным
мыслителем и
весьма
ученым
человеком, в
совершенстве
владевший
ораторским
искусством, и
каждый, кто
его знал,
изумлялся
его талантам
и лидерским
качествам
больше присущим
прежним
поколениям.
Изучая с
учениками и
объясняя
Святую книгу
Зоар, он
углублялся
в методику
истинного
служения
Г-споду, «и
чужаку не
понять этого»
[19]. Кроме того,
он всю жизнь
продолжал
исследование
комментариев,
написанных
его отцом к
трудам Святого
Аризаля,
вплоть до
того, что
методика
изучения
Каббалы
прояснилась
и оно
перестало
быть неразрешимой
задачей, а
стало
доступным
любому
человеку
сведущему в
еврейской
религии, как
доступен
лист Гемары.
А также он
еженедельно
печатал
статью о служении
Г-споду на
основе
речения из
Святой книги
Зоар или на
основе
речения
наших мудрецов,
да будет
память о них
благословенна,
из Талмуда
или из мидрашей.
В этих
статьях
раскрылось
необычайно
глубокое
понимание Адмором,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике,
всех
разделов
Торы. Ведь
все вопросы,
рассматриваемые
им, будь то hАлаха,
мидраш,
Талмуд или
речение из Святой
книги Зоар (а
на самом
деле, даже
вопросы
материального
мира) – все это
он
рассматривал
с точки
зрения приближения
человека к
Г-споду. И он
объяснял это
в
необычайной
форме: это
было понятно
только тем,
кто уже вошел
в ворота,
ведущие на стезю
служения
Г-споду. И на
самом деле,
эти статьи
были чем-то
вроде
питания для его
учеников,
которые,
испытывая
жажду, выпивали
каждую каплю
из этого
великого
моря [учебного
материала].
Несмотря
на все его
лидерские
качества, проявлявшиеся
в вопросах
Святости, он
вел себя
совершенно
просто со
своими
учениками, будто
бы был их
другом,
товарищем и
хорошим
отцом.
Почести
бежали от
него прочь.
Не было
чем-то
необычным
застать его
сидящим на
скамье
вместе со
своими учениками
и
объясняющим
им какой-то
вопрос из
трудов его
отца, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике. И
если один из
его учеников
сталкивался
с какой-то проблемой
или с
неприятностями,
Б-же упаси, он
проявлял к
нему
сострадание
и заботился о
нем. Он не
успокаивался,
пока не
находил решение
проблемы
этого
ученика и не
смыкал глаз,
пока все не
становилось
на свое место.
Он был, есть и
будет
замечательным
примером
«любви к
другим»,
которой он в
своих статьях
отводил
центральное
место, считая
одним из
основополагающих
принципов.
Он
никогда в
жизни не
хотел, чтобы
у него была
прислуга и
ассистенты. И
рассказывают,
что он имел
обыкновение
строить свою сукку
собственными
руками и не
соглашался
принять
помощь ни от
кого из
учеников,
разве что
подержать
инструменты
... Когда он на
протяжении
многих лет
каждую
неделю ездил
вести уроки в
Иерусалиме
или когда он
ездил в
другие места,
он садился в
автобус, как
обычный
человек, и
категорически
отказывался
получать
водительские
права и
ездить
самому. (И
лишь в последние
годы, уже
ослабев, он
ответил на
настоятельные
просьбы
своих
учеников и
согласился
принять
помощь от
одного из
них).
Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1],
предпринимал
огромные
усилия для
распространения
Каббалистической
мудрости. Он
неустанно
ездил
проводить
уроки даже в
преклонном
возрасте. А
также он направлял
своих учеников
вести уроки
во многих
уголках Земли
Израиля.
Многие
ученики
приезжали на
уроки в
Бней-Брак со
всех концов
мира.
Его
ученики
никогда не
видели его
печальным; он
всегда
радовался и
был в
состоянии Духовного
подъема
вплоть до
того, что
каждый, кто
был с ним и
вблизи него,
был полон
радости и возвышающей
Святости,
часто
окружавшей
его; и тот, кто
не видел его
радости, не
видел радости
в своей
жизни. Он
имел
обыкновение
говорить:
«Праведник» -
это тот, кто
оправдывает своего
Создателя в
любой
ситуации, которая
ему дается.
Он
действительно
поступал так:
несмотря на
многочисленные
стрессы, на
трудные
ситуации, в
которых он
оказывался,
он находился
в единении со
своим Создателем,
и в нем было
различимо то,
о чем [написано]:
«сила и
радость в
обители Его» [20].
Адмор,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], всю жизнь
был предан
Святому служению
и весь был
полон
пламенного
энтузиазма,
идя стезей
своего
Святого отца,
что заключается
в отказе от
себялюбия и в
единении с
Г-сподом, да
будет Он
восславлен, а
это достигается
альтруистическими
деяниями по
отношению к
другим людям
и к Тому, Кто
вбирает в
Себя весь
мир. Он
многократно
цитировал
одно речение
своего
Святого отца,
в котором тот
обсуждал
слова Гемары
([Вавилонский
Талмуд, трактат]
Моэд Катан,
стр. 17[A]):
‘Сказал рабби
Йонатан: Что
означает
написанное:
«Ибо губы коhена
будут
хранить
знание, и
Тору будут
искать из уст
его, ведь
ангел Г-спода
Цеваота
он» [21]? Если рав
подобен
ангелу
Г-спода,
будут искать
Тору из уст
его, а если
нет – то не
будут искать
Тору из уст
его’. И он
спрашивал:
Откуда
человек знает,
когда идет
искать себе
рава, что
представляет
собой ангел?
Но это можно
объяснить так:
все дело
ангела – это
служение
Г-споду. Все его
существование
заключается
в выполнении
миссии, с
которой его
послал Тот, Кто
вбирает в
Себя весь
мир. Если рав
всю жизнь
спрашивает
себя: ‘Как
делать все
дела с мотивацией
«во Имя Небес»,
ради выгоды
Г-спода и не
ради своей
собственной
выгоды?’ – и учит
это делать
своих
учеников, об
этом говорят,
что рав
подобен
ангелу
Г-спода, т.к. он
учит своих
учеников
походить на
ангела. О
таком
человеке
говорят:
«Тору будут
искать из уст
его». Поэтому
и было ясно
всем его
ученикам, что
то, чему учит
[Гемара],
говорит само
за себя.
На
исходе Рош
hаШана
5752 года [22] он
после того,
как вел в
качестве хазана
молитву мусаф
оба дня Рош hаШана [23],
почувствовал
себя плохо и
его отвезли в
больницу.
Преданные
ему ученики
были очень
встревожены,
услышав эту
новость, и не
прекращали
молиться.
Однако
пятого тишрей,
в пятницу
утром [24],
ангелы
превозмогли
смертных и
Святой
ковчег был
захвачен [25].
Адмора,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], забрали от
нас для жизни
в Мире Грядущем
в день
рождения
Бааль Сулама,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике.
И всем его
ученикам
было ясно, что
пятого
тишрей
5752 года [24] на
самом деле
скончался
Бааль Сулам.
Ибо на
протяжении
всей своей
жизни [рабби
Барух Ашлаг]
посвящал все
свое время
заботе
только о том,
чтобы продолжить
путь своего
Святого отца,
и все свои душевные
силы он
отдавал
этому делу. И
в Гемаре
([Вавилонский
Талмуд], трактат
Кидушин, стр.
38[A],
есть такое
изречение:
«Это учит, что
Святой [Творец],
да будет Он
восславлен,
сидит и заполняет
годы
праведникам
ото дня ко
дню и от месяца
к месяцу, о
чем сказано:
«Число дней
твоих Я заполню»
[26].
Память о
нем да будет
защитой нам и
всему Израилю.
Да будет так.
В
действительности
мы начали это
Святое дело
редактирования
книг еще при
жизни Адмора,
да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1], и
удостоились
его
благословения
и даже
некоторых
его
замечаний по
поводу
написанного
в книге. И
поэтому мы
молимся,
чтобы дал нам
Святой [Творец],
да будет Он
восславлен,
сил успешно
завершить
издание
учения
славящегося
своей
Святостью
Адмора, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике,
чтобы было
оно подобным
яркому Свету,
который
осветит путь
нашему
поколению,
пребывающему
во тьме и
жаждущему
знаний.
Авраам
Мордехай
Готлиб
Ученик
славящегося
великолепием
Святости
своей Адмора
рабби Шалома
Баруха hаЛеви
Ашлага, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике.
Примечания
переводчика
---------------------------------
[1] Адмор
– рабби Барух
Ашлаг
[2] [Cделано]
это для того,
чтобы явить
свету совершенство
деяний Его –
см. Учение о
десяти Сфирот,
часть
первая, глава
первая, тема
вторая; а
также Паним
Меирот и
Паним Масбирот,
Ветвь
первая, п.Бет.
[3]
Седьмого
Швата 5667 года – 21 – 22
января 1907 года.
[4] Хошен
Мишпат –
«Одежда
судьи»
(буквально:
Хошен – это
нагрудная
пластина
первосвященника),
Мишпат –
закон),
раздел Шульхан
Аруха,
посвященный
гражданскому
и уголовному
праву.
[5] Адмор
из Парисова
– рабби Еhошуа
Ашер
Рабинович.
См. о нем в
книге Сулам рава
Авраама
Мордехая
Готлиба, глава
первая
«Здание
навек», пункт
3.
[6] 5682 год – 1921 –
1922 год. Из книги
рава Готлиба
Сулам, глава
третья,
известно, что
рав Еhуда Ашлаг
прибыл в
Святую Землю 16 тишрей,
т.е. 17 – 18 октября 1921
года.
[7]
Гаон – гений,
мудрец
[8] 5685 год – 1924 –
1925 год.
[9] Майса – хасидская
притча
[10] Йом
Кипур 5715 года – 5 –
6 октября 1954
года.
[11] 5709 год – 1948 – 1949
год.
[12] Cкромно
ходить в
единении с
Б-гом твоим – Миха
6, 8.
[13]
Тиш – на идише
«стол», здесь
слово
означает религиозное
собрание,
участники
которого сидят
за столом или
за столами.
[14]
Третьего
мархешвана 5731
года – 1 – 2 ноября
1970 года.
[15]
Прилепиться
к раву,
уничтожить
свое я перед
равом – см. 1) рав
Авраам
Мордехай
Готлиб, книга
«Сулам», часть
первая «Жизнь
и учение рава
Еhуды
Ашлага, глава
вторая Основа
системы
служения
Г-споду,
практикуемой
нашим равом
(в самых
общих чертах):
а) Принцип
шестой. Алеф)
Работа над
верой. 9) Вера в
величие рава.
б) Принцип
восьмой. Бет)
Любовь к своему
раву. 2) В
заключительной
части Речи
Бааль Сулама
по
завершении
книги Зоар (после
комментария
408). 3) В статьях
из книги
Шамати [16] Порядок
постижения
Мудрости.
Порядок передачи
Мудрости и Что
такое
степень веры
в своего рава.
[16]
«Шамати»
(название
книги рава
Баруха
Ашлага, в
которую
позднеее
были
включены
работы других
учеников
Бааль Сулама)
означает «Я
слышал».
Имеется в
виду: 1) Я
слышал от
Бааль Сулама;
2) Стих «Г-споди, слышал
я весть
Твою» (Хавакук 3, 2).
[17] Второго
ияра
5741 года – 5 – 6 мая 1981
года
[18]
Крепкие
силой,
поступающие
по слову Его – Теhилим
103, 20.
[19]
Сколь велики
деяния Твои,
Г-споди;
весьма глубоки
замыслы Твои!
Невежде не
узнать и
глупцу не
понять этого
- Теhилим
92, 6 – 7.
[20]
Величественность
и
великолепие
пред Ликом
Его, сила и
радость в
обители Его – Диврей
hаЯмим
1, 16, 27.
[21]
Ибо губы коhена
будут
хранить
знание, и
Тору будут
искать из уст
его, ведь
ангел Г-спода
Цеваота
он – Малахи
2, 7
[22] На
исходе Рош
hаШана
5752 года – 10
сентября 1991
года
[23] Оба
дня Рош
hаШана
5752 года – 9 и 10
сентября 1991
года
[24]
Пятого тишрей
5752 года, в
пятницу
утром – 13
сентября 1991
года
[25]
Ангелы
превозмогли
смертных и
Святой ковчег
был захвачен
– Вавилонский
Талмуд, трактат
Кэтубот, стр
104А. Такая
формулировка
используется
для сообщения
о кончине
великого
человека.
[26]
Число дней
твоих Я
заполню – Шемот
23, 26.