Рав
Авраам
Мордехай
Готлиб
Книга
Сулам [т.е.
лестница]
Часть
первая. Жизнь
и учение
рабби Еhуды
Ашлага
Глава
пятая. Связь
изучения
Каббалы и
внутренней
части Торы с
приходом Машиаха
и
избавлением
Причина
продолжительного
изгнания и
сокрытия
Поскольку
наш рав
упомянул, что
во время, когда
слышна
поступь Машиаха,
завершается
раскрытие
тайн Торы, мы
приведем ряд
его
комментариев
о связи между
доступностью
и раскрытием
Каббалистической
мудрости и
приходом
помазанника
праведности
нашей.
И начнем
со слов рабби
Хаима
Виталя,
ученика
Святого Аризаля,
да хранят нас
его заслуги.
Рабби Хаим
Виталь, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике
ради жизни в
Мире
Грядущем, пишет
так (в Предисловии,
приведенном
в книге
«Древо Жизни»):
Сказал самый
младший в городе,
беднейший в
семействе
моем [1] Хаим
Виталь, сын
моего
господина и
отца рава
Йосефа Виталя,
да пребудет
память о нем
ради жизни в
Мире
Грядущем: В
возрасте
тридцати лет,
к которому
набираются
сил [2], я обессилел
[3]; сидел я
удрученный. И
мысли мои были
странными [4].
Ибо жатва
прошла, лето
миновало, а
нам нет
спасения [5]. Не
пришло
исцеление от
нашей
болезни. Нет
снадобья для
плоти нашей.
Мы не начали
оправляться
от удара, постигшего
нас, от
разрушения Храма
нашего, а
разрушению
этому ныне 1504
года. Горе
нам, ведь
день
клонится к
вечеру [6], день один
для Святого
[Творца], да
будет Он
восславлен,
т.е. тысяча
лет [7], и
повсюду
вечерние тени
[6], т.е. 504 года
пополудни
второго дня,
и все назначенные
сроки прошли
[8], а сын Давида
еще не
пришел. И
известно, что
говорили наши
мудрецы, да
будет память
о них
благословенна
(Иерусалимский
Талмуд, трактат
Йома, глава 1, hАлаха
1, [стр. 5А]): Для
каждого
поколения то,
что при нем
не отстроен
Иерусалимский
храм, - это как будто
он разрушен в
его дни. И
обратил я лицо
свое [9], чтобы
исследовать
и узнать, в
чем дело и
почему
задерживается
конец
[страданий]
наших и
избавление
наше. И
почему не
приходит сын Ишая.
И нашел я
в себе силы [10], и
[больше] не
горюю; и ослабело
сердце мое [11]
от одного
речения, приведенного
в книге
Тикуней Зоар,
тикун 30 [12]:
«Путь
второй:
И Дух
Б-жий носился
над водами [13].
Что означает
«и Дух»?
Это,
несомненно,
[говорится]
только о
времени,
когда
[Святая]
Шхина [14]
низошла в
изгнание, этот
Дух покоится
на тех, кто
занимается
Торой, ибо
[Святая]
Шхина
пребывает
среди них.
И этот
Дух
пробуждает
голос,
который
говорит так:
У тех, кто
спят, у кого
сон
пребывает в
глазницах,
закрыты
глаза,
запечатано
сердце [18]. Вставайте
и
пробуждайтесь
ради [Святой]
Шхины [14], ведь
вы – обладатели
сердца,
которое
пусто, лишено
понимания,
позволяющего
познать и
постичь ее, хотя
она внутри
вас.
И смысл
этих слов
соответствует
написанному (Ешаяhу 40, [6]) «Голос
говорит: Взывай»,
{ибо этот
голос
стучится в
сердца
каждого без
исключения
человека из
народа
Израиля, дабы
взывали и
молились,
чтобы
поднялась Святая
Шхина [14],
являющаяся
собранием
душ всего
Израиля. И в
доказательство
приводит стих}
[19] (Ийов
5, [1]) «Взывай же,
найдется ли
тот, кто
ответит тебе?
{К кому из
Святых
обратишься
ты?». А взывание
означает
молитву.
Но Шхина [14]}
говорит (Ешаяhу 40, [6]): «О
чем взывать
мне?» {Т.е. нет у
меня сил
подняться из
праха из-за того,
что} «Вся
плоть – трава».
Все они
подобны
животным,
которые едят
{зелень и}
траву. {Т.е. все
они
выполняют
заповеди без
знания,
подобно животным}.
«И всякая
милость ее –
как цветок
полевой». {И даже
все усилия,
что они
прилагают,
занимаясь
Торой},
всякую
милость, что
они делают,
ради себя они
делают. {Т.е.
они
выполняют
заповеди без
должной
мотивации, не
ради того,
чтобы
доставить
удовольствие
их Создателю,
а ради
собственной
выгоды
выполняют
они заповеди.
И даже
занимаясь
хорошими
вещами, в
частности
уделяя время
Торе, они
делали это
только ради
выгоды
своего
собственного
тела [20], без
мотивации,
желаемой
[свыше], не
ради того,
чтобы доставить
удовольствие
их
Создателю.}
И вот, что
написано об
этом времени
(Теhилим
78, [39]): И помнил Он,
что плоть
они, дух
уходит и не возвратится»
{в мир}, т.е. [дух] Машиаха,
{который
должен
избавить
людей народа
Израиля от
всех
горестей,
вплоть до
полного избавления,
чтобы исполнить
написанное «И
полна будет
земля знанием
Г-спода, как
море покрыто
водами» [21]. Этот
дух был
исторгнут и
ушел, и не
светит в
мире.}
Горе тем
людям, из-за
которых {дух Машиаха}
должен быть
исторгнут из
мира и
покинуть его,
и не может
вернуться в
мир, ибо они
делают Тору
сухой, {т.е. не
освежающейся
знанием и пониманием,
т.к. они
сокращают
Тору,
оставляя
только ее практическую
часть}, и не
хотят
прилагать
усилия к
пониманию
Каббалистической
мудрости,
{познать и
понять тайны
Торы и вкус
заповедей}.
Эти люди
вызывают
исторжение
из нее излучаемой
Мудрости, т.е.
{буквы} Йуд
{Четырехбуквенного
Имени}.
Горе тем,
кто {деяниями
своими}
вызывают нищету,
засуху,
насилие,
грабежи,
убийства и
разрушения в
мире.
И этот
дух, что
исторгнут,
есть дух Машиаха,
как уже
говорилось. И это Дух Святости.
И это (Ешаяhу 11, [2])
‘дух мудрости
[22] и понимания
[23], дух совета и
силы [24], дух
познания [26] и
трепета
перед Г-сподом’».
Конец цитаты.
Пренебрежение
внутренней
частью Торы –
причина
негативного
в нашей жизни
И
пишет наш
учитель [55], да
хранят нас
его заслуги,
по поводу
приведенных
выше слов
книги Зоар (Предисловие
к книге Зоар,
п. 70): «А смысл
слов
[мудрецов],
как мы
объясняли,
заключается
в том, что
когда все
занимающиеся
Торой
пренебрегают
как своей
внутренней
частью, так и
внутренней частью
Торы, и
оставляют ее
подобно вещи,
в которой
никому в мире
нет нужды, и
ею нужно
заниматься во
время, не
являющееся
ни днем, ни
ночью [56], и они
[ориентируются]
в ней, как
слепые, ощупывающие
стену, то
этим они
усиливают
как свою
внешнюю
часть, то
есть выгоду
своего тела [20],
так и внешнюю
часть Торы
они
рассматривают
как более
важную по
сравнению с
внутренней
частью Торы,
и тогда,
этими
действиями
они приводят
к тому, что
все внешние
части,
существующие
в мире,
усиливаются
по отношению
ко всем
внутренним
частям,
существующим
в мире,
каждая в соответствии
с ее
сущностью,
ибо внешняя
часть общины
Израиля в
целом – то
есть люди из
[народа
Израиля], не
сведущие в
Торе, превозмогают
и уничтожают
внутреннюю
часть всей
общины
Израиля, а
именно
великих
знатоков
Торы. А также
внешняя
часть
народов мира,
то есть те
люди из них,
кто являются
разрушителями,
превозмогают
и уничтожают
их внутреннюю
часть, то
есть
праведников
народов мира.
А также
внешняя
часть всего
мира, то есть
народы мира,
превозмогают
и уничтожают
сынов
Израиля,
являющихся
внутренней
частью мира.
И в таком
поколении
все разрушители
среди
народов мира
поднимают
голову, и
хотят они
прежде всего
уничтожить и
перебить
сынов
Израиля, то
есть, как
писали [наши мудрецы],
да будет
память о них
благословенна,
([Вавилонский
Талмуд, трактат]
Евамот, стр. 63[A]):
«Наказание
свыше
приходит в
мир, только
ради [наказания]
Израиля». То
есть, как они
писали в
Тикуним [в
Тикуней Зоар]
[12], и это было
приведено
выше, они
приводят к
нищете,
засухе,
грабежам, убийствам
и
разрушениям
во всем мире.
И после
того, как, по
греховности
нашей
великой,
стали мы
свидетелями
всего того, о
чем сказано
выше в
Тикуним [12], и более того,
Атрибут Суда
[57] нанес ущерб
как раз
лучшим среди
нас, как
писали [наши
мудрецы], да
будет память
о них
благословенна,
([Вавилонский
Талмуд, трактат]
Бава Кама,
стр. 60[A]):
«[Наказание
свыше] всегда
начинается
только с
праведников»;
то из всего
великолепия, бывшего
у общины
Израиля в
Польше, Литве
и других
странах, не
осталось у нас
ничего кроме
следов [этого
великолепия] в
нашей Святой
Земле. Ведь
отныне на
нас, на жалкие
остатки,
возложено
исправить
этот смертельный
порок, и
каждый до
единого, из нас,
из жалких
остатков,
должен
принять на себя
[обязанность]
всею душою
своею и всеми
силами
своими отныне
и впредь
укреплять
внутреннюю
часть Торы и
добиться
того, чтобы
она заняла подобающее
ей место,
более
почетное, чем
ступень
внешней
части Торы, и
тогда каждый
из нас до
единого
удостоится
укрепления
ступени
своей
собственной
внутренней
части, а
именно
присущей ему
стадии Йисраэль,
то есть
потребностей
души, по
сравнению с
его
собственной
внешней
частью, а именно
присущей ему
стадии
народов мира,
то есть
потребностей
тела [20]. И дабы
укрепила эта сила
и всю общину
Израиля до
такой степени,
чтобы народы
мира в нас
ценили и почитали
больше себя
ступень
великих
людей Израиля,
и чтобы
слушались их
и
подчинялись
им. А также
чтобы
внутренняя
часть
народов мира,
то есть
праведники
народов мира,
возобладали
и подчинили
свою внешнюю
часть, то есть
разрушителей.
А также чтобы
внутренняя
часть мира,
то есть сыны
Израиля
укрепились
во всех своих
достоинствах
и во всей своей
высоте по
отношению к
внешней
части мира,
то есть к
[другим]
народам. И
тогда все народы
мира оценят и
вознесут
народ
Израиля над
собою. И
исполнят
написанное: (Ешаяhу,
14[,2]): «И возьмут
[сынов
Израиля]
народы и
приведут их в
место их; и
дом Израиля
примет [народы]
в наследие на
земле
Г-сподней» и
т.д. А также
[как
написано]: (Ешаяhу,
49[,22]): «И они
приведут
сыновей
твоих,
обхватив руками,
а дочери твои
несомы будут
на плечах». И
об этом
написано в
[книге] Зоар к
[недельному
чтению] Насо,
[стр. 124Б см. Зоар
с
комментарием
Сулам, Насо
эт Рош, сс. 26-27], п. 90
[77]. Начало
цитаты. «Благодаря
этому
сочинению
твоему [т.е.
Рашби (Рабби
Шимона бар
Йохая)], а
именно книге
Зоар, ... выйдут
[сыны
Израиля] из
изгнания, по
милости
[Г-сподней]»,
как уже
объяснялось.
Да будет так!
Да будет на
это воля
[Г-сподня]».
Конец цитирования
слов Святого
праведника.
И в связи
с этим
добавим то,
что сказал
известный
своей
Святостью адмор
рабби Барух
Шалом [Ашлаг],
а это он
слышал от своего
Святого отца:
Вся
Катастрофа
вызвана
пренебрежением
внутренней
частью Торы.
И в свете
слов,
процитированных
выше, это высказывание
хорошо понятно.
Только
благодаря
внутренней
части Торы можно
достичь
любви к
другим
В Предисловии
к «Учению о
десяти
Сфирот [15]», пп. 31 – 36,
наш учитель и
рав [55] пишет
так: «И нашей
важнейшей
обязанностью
является раз
и навсегда
объяснить,
почему приход
истинного
Избавителя
зависит о
распространения
учения
Каббалы
среди многих людей,
что хорошо
известно из
книги Зоар и
из всех книг
по Каббале. А
это
множество
людей
говорило об
этом такие
глупости [58],
что больше
нельзя
терпеть. А
объяснение
этого приводится
в Тикуней
Зоар [12]», в
тексте,
приведенном
выше, и мы
добавим еще
один
фрагмент
Тикуней Зоар,
следующий за процитированным
текстом [59]:
«Во-вторых, /И
сказал Б-г: «Да
будет Свет», - и
стал Свет [60]/, это
любовь,
которая есть
любовь к
добру и милости,
как написано:
«Любовью
вечной
возлюбил Я
тебя и
поэтому
привлек Я
тебя
милостью» [61]. И об
этой [любви]
сказано: «Не
будите и не
пробуждайте
любовь,
доколе не
пожелает она»
[62]; ... любовь и
трепет – это основа.
[Того, что]
между добром
и злом; /и
поэтому
называются
они трепет и
любовь, ибо
[нужно
пробуждать]
любовь, чтобы
была она [не]
ради
получения
награды/; и
поэтому
сказал Святой
[Творец], да
будет Он
восславлен:
«Заклинаю Я
вас, дочери
Иерусалима,
газелями или
ланями
полевыми, не
будите и не
пробуждайте
любовь,
доколе не
пожелает она»
[62], ибо это
любовь без
награды, а не
ради получения
награды, ибо
трепет и
любовь ради
получения
награды – это
[трепет и
любовь]
рабыни; «и под
тремя
трясется
земля ... : [под]
рабом,
который
сделается
царем, ... и [под] рабыней,
наследующей
госпоже
своей» [63]. Конец
цитирования
Тикуней Зоар.
И
начнем
объяснение
[приведенного
фрагмента из]
Тикуней Зоар
[12] от конца к
началу. Ибо он
говорит, что
трепет и
любовь
присущие
человеку во
время
занятий
Торой и
заповедями
[он
испытывает]
ради
получения
награды, то
есть он
надеется, что
произрастит
для себя
какие-то
блага
благодаря
Торе и
служению,
это-то и есть
ступень
«рабыня», о
которой написано:
«и [под]
рабыней,
наследующей госпоже
своей» [63]; что,
на первый
взгляд, трудно
понять, ведь
для нас
установлено:
«Всегда должен
человек
заниматься
Торой и
заповедями,
даже не ради
самой Торы» [64],
почему же трясется
земля [63]? Кроме
того, нужно
разобраться
в том, как это
занятия не
ради самой
Торы
относятся
именно к
ступени
рабыни, а
также в
выражении
«наследующей
госпоже
своей», что за
наследство
здесь имеется
в виду?
И чтобы
разобраться
в том, что это
значит, ты
должен
связать это
со всем
объяснявшимся
выше, в этом
Предисловии.
Ибо [мудрецы]
не разрешали
занятия не
ради самой
Торы по
какой-то
другой
причине
кроме того,
что от «не
ради самой
Торы» он
приходит к «ради
самой Торы» [64],
поскольку
«Свет,
заключенный
в ней,
возвращает
его на путь
истинный» [65], и
поэтому
занятия не
ради самой
Торы должны
считаться
рабыней-помощницей,
выполняющей
черные
работы для своей
госпожи,
Святой Шхины
[14]; ведь, в конце
концов, ему
предстоит
достичь
[ступени]
«ради самой
Торы», и он
удостоится
того, что на
нем будет
покоиться
Шхина. И
тогда рабыня,
ступень
занятий не
ради самой
Торы, будет
также
считаться
ступенью
рабыня
Святости,
ведь она
помогает и
подготавливает
Святость, но
называется
она так в
чистом мире
Асия [39]
(буквально: в
мире Асия
Святости).
Однако если у
него, не дай
Б-г, нет
совершенной
веры и он не
занимается
Торой и
служением
только
потому, что
Г-сподь, да
будет Он восславлен,
заповедал
ему учиться, то, как
уже
объяснялось
выше [66], в таких
[занятиях]
Торой и
служением
совершенно
не раскроется
Свет,
заключенный
в Ней, ибо
глаза его
повреждены и
обращают
Свет в Его
противоположность,
тьму, как у
летучей мыши,
о чем уже
говорилось [67].
И такие
занятия уже
вышли из-под
власти
рабыни
Святости, ибо
он, Б-же сохрани,
с ее помощью
не
удостоится,
того, чтобы
достичь
[ступени]
«ради самой
Торы», и
поэтому эти
[занятия]
попали под власть
рабыни Клипы
[68], являющейся
наследницей
таких
[занятий]
Торой и
служением, и
заставляет
эта [рабыня]
их служить
себе. И поэтому
трясется
земля, то
есть Святая
Шхина, как
известно,
называющаяся
Землей; ибо
ту Тору и те
заповеди,
которые
должны были
бы перейти к
Ней, в
собственность
Святой Шхины,
заставляет
служить себе
злодейка-рабыня
и низводит их
под власть
Клипот.
Следовательно
рабыня, Б-же
сохрани,
наследует
своей
госпоже [63].
И
объясняется
в Тикуней
Зоар [12], в чем
суть
заклятья «Не
будите и не
пробуждайте
любовь,
доколе не
пожелает она»
[62], что
строжайшим
требованием
является то,
чтобы [сыны]
Израиля
притянули
Свет Высшей Добродетели
[69],
называющийся
любовью к
добру и
милосердию,
ибо желаемо
[свыше], чтобы
Он был
притянут с
помощью
занятий
Торой и
заповедями
не ради
получения награды;
а причиной
этого
является то,
что благодаря
этому Свету
Добра и
Милосердия
притягивается
[сынами]
Израиля Свет
Высшей Мудрости
[70],
раскрывающийся
в этом Свете
Добра и
Милосердия,
который
притянули
[сыны] Израиля,
и
облачающийся
в Него. А этот
Свет Хохма [22] [70]
есть суть
написанного:
«И низошел на него
Дух Г-спода,
дух мудрости
[22] и понимания [23],
дух совета и
силы [24], дух
познания [26] и
трепета перед
Г-сподом» (Ешаяhу 11, [2]),
и это
говорится о
Царе Машиахе,
как сказано
там же ниже: И
вознесет Он
знамение
народам, и
соберет
потерянных
[сынов]
Израиля и рассеянных
[сынов] Еhуды,
соберет с
четырех концов
земли [71]. Ибо
после того,
как [сыны]
Израиля с
помощью
Света Добра и
Милосердия
притягивают
Свет Хохма,
что является
смыслом слов
«дух мудрости
[22] и понимания
[23]» и т.д., тогда
раскрывается
Машиах и
собирает потерянных
[сынов]
Израиля и т.д. Ведь все
зависит от
занятий
Торой и
служения ради
самой Торы,
способных
притянуть
великий Свет
Добра и
Милосердия, в
который облекается
и
притягивается
Свет Хохма. И
в этом суть
заклятия «Не
будите и не
пробуждайте
и т.д.», ибо
полное
избавление и
собирание
изгнанников
невозможно
помимо этого
[заклятья],
поскольку
порядок, в
котором
выстраиваются
каналы
Святости,
именно таков.
И вот еще
что
объясняется
[в Тикуней
Зоар [12] ]: И Дух
Б-жий носился
над водами [13];
что такое Дух
Б-жий? Это,
несомненно,
[говорится]
только о времени,
когда
[Святая]
Шхина [14]
низошла в изгнание,
этот Дух
покоится на
тех, кто
занимается
Торой, ибо [Святая]
Шхина
пребывает на
них.
Объяснение
этих слов
таково: это
происходит
во время изгнания
, когда [сыны]
Израиля еще
занимаются Торой
и заповедями
не ради самой
Торы, но если
они
находятся в
том
состоянии, в
котором от
«не ради
самой Торы»
он приходит к
«ради самой
Торы» [64], то ведь
Шхина
пребывает среди
них, но в
состоянии
изгнания,
потому что он
еще не пришел
к «ради самой
Торы», и, как говорилось
выше, это
соответствует
сути рабыни
Святости. И
об этом
сказано: ибо
[Святая] Шхина
пребывает
среди них, то
есть в
сокрытии, но
в конце
концов они должны
удостоиться
раскрытия
Шхины. И
тогда Дух
Царя Машиаха
носится над
занимающимися
и побуждает
их прийти к
«ради самой
Торы», что
соответствует
сути слов:
«Свет,
заключенный
в ней, возвращает
их на путь
истинный» [65],
что помогает
и
подготавливает
пребывание
[среди них]
Шхины,
которая
является
госпожой [63] [в
состоянии
раскрытия].
Однако если,
Б-же упаси,
эти занятия
не ради самой
Торы неспособны
привести их к
«ради самой
Торы», по уже
упоминавшимся
причинам, то
Шхина пребывает
в горести и
говорит: Вся
плоть – трава [72];
все они
подобны
животным,
поедающим
траву.
Пояснение:
среди
занимающихся
Торой
отсутствует
этот Дух
человеческий,
поднимающийся
вверх, но
застряли они
в состоянии
животного
духа,
нисходящего
вниз. И объясняют
там [наши
мудрецы]
причину:
«всякая
милость ее –
как цветок
полевой» [72]. И
даже все
добро, что
делают те,
кто изучают Тору,
они делают
ради
собственной
выгоды; то
есть все их
занятия
Торой и
заповедями –
ради их
выгоды и ради
их
самоуслаждения,
и, Б-же упаси,
неспособны
занятия
Торой привести
их к «ради
самой Торы»; и
об этом
сказано там:
В то же время,
«И помнил Он,
что плоть
они, дух
уходит и не
возвратится»
[73] в мир, и это
есть Дух
Машиаха.
Пояснение.
Дух Машиаха
не носится
над ними, а
уходит от них
и не может
вернуться;
ибо нечистая
рабыня заставляет
их Тору
служить себе
и наследует своей
госпоже, как
уже
говорилось,
потому что
они не
находятся на
пути перехода
из состояния
«не ради
самой Торы» в
состояние
«ради самой
Торы», о чем
уже
упоминалось.
И поэтому там
делается
вывод: «и это
из-за тех, кто
делают Тору
сухой, и не хотят
заниматься
Мудростью
Каббалы».
Объяснение
этих слов: ибо
хотя они
безуспешно занимаются
открытой
Торой, потому
что в Ней нет
Света и Она
сухая, по
скудости их
разума [74], тем
не менее, они
ведь могли бы
преуспеть, занимаясь
изучением
Каббалы,
потому что
Свет,
заключенный
в Ней,
облачен в
Одеяния
Святого
[Творца], да
будет Он
восславлен то
есть в Святые
Имена и
Сфирот [15], и
таким образом
они легко
могли бы
достичь
состояния «не
ради самой
Торы»,
приводящего
их к «ради самой
Торы», и тогда
бы Дух Б-жий
носился над ними,
что является
сутью слов «Свет,
заключенный
в ней,
возвращает
их на путь
истинный»;
однако они
никак не
хотят изучать
Каббалу; и об
этом сказано:
Горе тем, кто
приводят к
нищете,
засухе,
грабежам,
убийствам и
разрушениям
в мире; и этот
исторгающийся
Дух – это Дух
Машиаха, как
сказано: это
Дух Святости,
и это «дух
мудрости [22] и понимания
[23] ...» [75].
Слова из
Тикуней Зоар
[12] выявляют,
что существует
заклятие,
чтобы не
пробуждался
в мире Свет
добра и
любви, пока
действия
народа Израиля
в отношении
Торы и
заповедей не
будут мотивированы
не
получением
награды, а
только
стремлением
доставить
удовольствие
Создателю, да
будет Он
восславлен, и
в этом суть
заклятия:
«Заклинаю Я
вас, дочери
Иерусалима,
газелями или
ланями
полевыми, не
будите и не
пробуждайте
любовь,
доколе не
пожелает она»
[62]. Таким
образом, весь
долгий
период изгнания
и все
претерпеваемые
нами
страдания
нависают над
нами и
подстерегают
нас, пока мы
не
удостоимся
занятий
Торой и
заповедями
ради самой
Торы, и если
только мы
удостоимся
этого, тотчас
же
пробудится
этот Свет
любви и
милосердия,
чтобы с его
помощью
привлечь то,
что является
смыслом
стиха «И
низошел на
него дух
мудрости [22] и
понимания [23] ...» [75],
и тогда мы
удостоимся
полного
избавления.
Выясняется
также, что
вся община
Израиля не
может
достичь этого
великого
очищения без
изучения
Каббалы, что
является
наиболее
легким путем
достаточным
и для не
очень
способных
людей; иначе
обстоит дело
с занятиями
одной только
открытой
Торой, таким
способом
никто не может
этого
удостоиться
кроме
избранных
единиц, и то с
превеликим
трудом, но
это не для
народных масс».
Конец
цитирования
слов Святого
праведника.
Обязанность
основывать бейт-мидраши
для изучения
внутренней
части Торы
И пишет
наш рав также
в
Предисловии
к «Паним
Меирот
уМасбирот» [76] (п.
5): «И таким
образом ты должен
понять
написанное в
[книге] Зоар,
что благодаря
этому
сочинению
выйдут сыны
Израиля из
изгнания [77], а
также
[написанное]
во многих
местах, что
исключительно
благодаря
распространению
Каббалистической
мудрости
среди народных
масс, мы
удостоимся
полного
избавления,
а также
говорили
[наши
мудрецы], да
будет память
о них
благословенна:
«Свет,
заключенный
в [Торе],
возвращает
их на путь истинный»
[65], и уточняли
эти слова с
великим желанием
сообщить нам,
что только в
Свете, заключенном
во
внутренней
ее части,
подобном
золотым
яблокам на
резьбе по
серебру [81], сокрыто
это
[целебное]
средство
нужное для того,
чтобы
вернуть
человека на
путь
истинный, ибо
ни индивид,
ни народ, не
смогут
полностью
реализовать
Замысел, по
которому они
были
сотворены, не
постигнув
внутреннюю
часть Торы и
ее тайны. И
хотя вся
полнота
наших знаний
дает нам надежду
на приход помазанника
праведности
нашей, тем не
менее
написано: «Он
дает
мудрость разумным
...» [82], и Он
говорит: «И
сердце
каждого, кто мудр
сердцем,
наделил Я
мудростью» [83], и
поэтому
прежде, [чем
придет Машиах],
мы должны
широко
распространить
Истинную
Мудрость
среди народа,
чтобы
извлечь пользу
из [прихода]
Машиаха, и
поэтому
распространение
этой Мудрости
и приход
помазанника
праведности
нашей взаимозависимы,
и пойми это
хорошенько.
И поэтому
мы обязаны
основывать бейт-мидраши
и слагать
книги, чтобы
ускорить
распространение
этой
Мудрости в
народных
массах, и
этого раньше
не
происходило
из-за опасений,
что
присоединятся
недостойные
ученики, о
чем мы
подробно
говорили
выше, и это,
несомненно,
было
основной причиной
того, что по
нашей
греховности
великой
изгнание
продолжается
по сей день, т.
е., как
говорили
наши мудрецы,
да будет
память о них
благословенна,
Машиах,
сын Давида,
придет
только в
поколении, в
котором все праведники
[84], т. е. все
будут
воздерживаться
от погони за
удовольствиями
и славой, ибо
тогда появится
возможность
основать
бейт-мидраши
для масс,
чтобы
подготовить
их к приходу
Машиаха, сына
Давида, как
уже
говорилось. Или
в поколении,
в котором все
грешники [84], т.
е. в таком, что
лицо этого
поколения
подобно
морде собаки,
боящихся
греха будут
презирать, в
переписывании
свитков Торы
возникнут изъяны
и т.д. [88]; с
другой
стороны,
тогда можно будет
отказаться
от излишних
предосторожностей
и каждый
оставшийся в
доме Яакова,
чье сердце
будет биться
ради
постижения
Мудрости и
достижения
цели, будет
назван Святым
[91], и он придет и
будет
учиться, т. к.
нет больше
подозрений и
страха, как
бы он не
отказался
избавляться
от своих
[дурных]
качеств не
пошел
торговать
этой
[Мудростью]
на базаре;
ведь он уже
не может
ничего
приобрести
от всей этой
толпы, и эта
Мудрость уже
презренна в
их глазах
настолько,
что в обмен
на нее нечего
приобрести:
ни удовольствий,
ни славы, - и
поэтому
каждый, кто
хочет войти,
пусть придет
и войдет.
Многие будут
блуждать, и
умножится
знание [92] у
всех тех, кто
достоин его,
и таким
образом мы
раньше
удостоимся
прихода
помазанника
праведности
нашей и
избавления
души нашей
вскоре и в
наши дни, да
будет так».
Конец цитирования
слов Святого
праведника.
Перед
наступлением
утра темнеет
вдвойне
И пусть
не бьется
сердце
читателя,
видящего в
моей книге
возвышенные
идеи, ибо вы
еще не ощутили
воздуха
Этого Мира, а
говорившееся
до сих пор
было
иносказанием,
запечатанным
тысячей
печатей. Ибо
все наши
предшественники,
да будет память
о них
благословенна,
готовили
наше нынешнее
поколение к
тому, чтобы оно
не
изумлялось
раскрытию
Света [17]
Г-спода, да
будет Он
восславлен,
Который воссияет
в нашем
нынешнем
поколении, т.
е. перед
раскрытием
завершения
исправления.
Об этом
написано: «И
будут
пророчествовать
сыны ваши и
дочери ваши» [93],
а также
сказано в книге
Зоар: «Ибо
благодаря
этому
сочинению выйдут
из изгнания в
конце дней» [77]. И
уже написано:
«Время
действовать
во Имя
Г-спода, они нарушили
Тору Твою» [94], т.
к. я вижу, что
темная туча
начала
распространяться
в мире,
которая
неминуемо
отталкивает
как будто
обеими
руками
всякого, кто
пожелает
приблизиться
к служению
Г-споду и
прилепиться
к Нему. И из
милости
Г-спода к
этому
несчастному
поколению
дана нам
власть
раскрыть
вызывающие
трепет тайны
тем, кто
понимает,
чтобы познали
они
благодеяния
Г-спода, что
не лишил Он,
да будет Он
восславлен,
нас Своего
Провидения.
И наоборот,
согласно
природе всех
исправлений перед
наступлением
утра темнеет
вдвойне, и
польза Света
проистекает
из тьмы, и
поэтому,
поскольку мы
пребываем в
«конце дела» [95],
т. е. при завершении
исправления,
конечное
желание и цель
всего
сотворенного,
представшего
перед нашими
очами,
заключается
в том, чтобы
удостоились
души
очиститься и
прилепиться
к Свету Его,
да будет Он
восславлен,
на веки вечные.
И поэтому это
поколение
лишили всех сил
Святости,
которых было
достаточно
прежним
поколениям
для того,
чтобы
придлепиться
к Торе и
заповедям, и
видится
нашим очам,
будто
внезапно
были
уничтожены
силы Святости,
обретавшиеся
для нас
нашими
предками до
сегодняшнего
дня. А
отдаление
нашего поколения
видится не в
чем ином, как
в неверии,
охватившем
весь мир в
невиданных
масштабах. И
в другом.
Ведь сейчас
грешники не
боятся не знать,
как служить
своему
Господину. А
времена тех
грешников,
что желают
служить
Творцу, да
будет Он
восславлен,
ради
самоуслаждения,
сейчас уже
прошли, т. к.
они лишились возможности
сделать
первый шаг к
Святости и
сила неверия
безжалостно
ввергла их в
пропасть
отвратительных
желаний тела
[20]. А те остатки,
что уже
очистились
от грязи каждого
из
отвратительных
желаний тела,
заслуживают
знания
стезей Царя.
Конец цитирования
написанного
Святым
праведником
[Бааль
Суламом].
Подведение
итогов
Поскольку
желаемой
целью
прихода помазанника
праведности
нашей
является [написанное
в Танахе]: «И полна будет
земля
знанием
Г-спода, как
море покрыто
водами» [21], то на отдельного
человека и на
общество в
целом
возложено
готовиться к
этому. Так
вот известно,
что основная
подготовка заключается
в том, чтобы
человек и
общество
освободились
от себялюбия,
приняв ярмо
Царства
Небесного на
основе веры
выше разума,
знаний и
ощущений
человека. И
необходимо
разобраться,
почему не
может
произойти раскрытия
Г-спода, да
будет Он
восславлен,
уже теперь? Только
потому, что там,
где
находится
Г-сподь, да
будет Он
восславлен,
совершенно
отстутствуют
себялюбие и
желание
получать, ибо
от кого Он
получит? И
кто сможет
что-то
добавить к
Владыке, Который
совершенен
всеми видами
совершенства?
Поэтому
невозможно
единение
между Ним и человеком,
пока человек охвачен
себялюбием. И
поэтому
подготовка
человека
заключается
в том, чтобы
он полностью
освободился
от себялюбия.
И сначала
основные
усилия
прилагаются
во взаимоотношениях
человека с
другими людьми,
и каково его
продвижение
в этой
области,
таким будет
его
продвижение
в области взаимоотношений
между
человеком и
Тем, Кто вбирает
в Себя весь
мир.
Вот что
пишет адмор
из Гуры
Бейт
Йисраэль [96],
да хранят нас
его заслуги
(недельное
чтение Шемот,
5709 год [97]): «Написано:
‘И вышел он на
другой день,
и вот, два
человека,
евреи,
ссорятся. И
сказал он
неправому: Зачем
тебе бить
ближнего
твоего?’
(Шемот 2, 13).
Комментарий. Вот
что он сказал
ему: Почему
ты нарушаешь
[принцип] ‘И возлюби
ближнего
твоего, как
самого себя?’ [98] Разве
главная
причина
изгнания не
заключается
в том, что нет
мира среди
народа Израиля!?
И написано: ‘И
вышел ..., и
увидел их
тяжкие труды’
[99]. Это
указание на
то, что он
сопереживал
горестям
ближнего и
таким
образом
делал ему
добро и
преумножал
любовь,
борясь с беспричинной
ненавистью. И
это начал
делать Моше
рабейну [100], раб
Б-жий, и таким
образом он
приблизил
Избавление. Так
и в будущем,
когда
укоренится любовь
людей общины
друг к другу
и любовь к
ближнему
своему, как к
самому себе,
придет
истинное
избавление».
Конец цитаты.
Из слов
Святого [праведника]
мы видим,
каково
важнейшее
обстоятельство,
которое
послужит
причиной
прихода истинного
Избавления, и
это любовь
людей общины
друг к другу,
ибо только
благодаря ей
человек
освободится
от себялюбия
и обретет
любовь к
другим, и
таким
образом он
избавится от
власти
народов мира,
пребывающих
в нем, и
сможет
прилепиться
к Г-споду, да
будет Он
восславлен,
что является
целью всего.
И главная
причина,
почему подчеркивается
любовь людей
общины друг у
другу
заключается
в том, что во
взаимоотношениях
«между
человеком и
Тем, Кто
вбирает в
Себя весь мир»
человек
легко может
обмануться;
напротив, во
взаимоотношениях
«между одним
человеком и
другим» уже
труднее
обмануться.
Кроме
того,
необходимо
отметить, что
желание
получать
наслаждение
и
удовольствие,
присущее
человеку и являющееся
сущностью человеческого
себялюбия,
имеет два
аспекта:
первый
аспект, и он
более
известен,
заключается
в том, что
человек каждым
своим
действием
без
исключения
желает
наполнить
свою жизнь
наслаждением
и
удовольствием.
Второй
аспект
заключается
в том, что он
хочет со всей
ясностью и до
конца понять,
чем полезно
все
происходящее
в его жизни. Эти
два аспекта
называются
получением и
познанием, и
соответствующими
им
исправлениями,
обретаемыми
на стезе Святости,
являются
альтруистические
деяния по отношению
к другим и
вера. А понятие
веры
объясняется
так: человек
должен
представлять
себе, будто
он совершает
свои
поступки в
присутствии
великого
царя, и таким
же образом он
должен вести
себя по
отношению к
Г-споду, да
будет Он
восславлен,
несмотря на
то, что не
ощущает Его. Работа
над этими
двумя
аспектами и
составляет
всю
подготовку к
приходу
помазанника
праведности
нашей и
полного
Избавления.
Но чаще
всего
человек и
общество способны
по-настоящему
подготовиться,
только
прилепившись
к внутренней
части Торы, т.
к. Свет Торы
лучше всего
раскрывается
во
внутренней
части Торы, и
именно таким
образом
человеку дано
понять и
обрести
надлежащее
наставление
по поводу
того, по
какой стезе
идти. И кроме
того, он
сможет
обрести «топливо»
для служения
Г-споду,
которое даст
ему энергию
для приложения
великих
усилий,
требующихся
от человека,
желающего
приблизиться
к Г-споду, да
будет Он
восславлен.
Т. е. только благодаря
внутренней
части Торы у
человека есть
силы
работать над
любовью к
людям своей
общины на
требуемом
уровне, а
также
должным
образом
работать над
верой. Вот и дано
подробное
объяснение
неотъемлемой
связи,
существующей
между изучением
внутренней
части Торы и
приходом
помазанника
праведности
нашей и полного
Избавления
как отдельного
человека, так
и всего
народа.
Примечания
переводчика
---------------------------------
[1] Самый
младший в
городе, беднейший
в семействе
моем –
используются
слова из стиха
Шофетим
6, 15 «Семейство
мое –
беднейшее в
колене
Менаше» и из
стиха Миха
5, 1: «Самый
младший из
семейств Еhуды».
[2] К
возрасту тридцати
лет
набираются
сил – Мишна,
трактат Авот,
глава
5, мишна 22.
[3]
Обессилел –
используются
слова из
Вавилонского
Талмуда, трактат
Брахот, стр. 32А
[4] Cидел
я удрученный,
и мысли мои
были странными
– из молитвы сефардов:
минха
на Йом
Кипур, видуй
рабби
Йицхака бен
Йисраэль.
[5] Жатва
прошла, лето
миновала, а
нам нет спасения
– Йирмеяhу 8, 20.
[6] Горе нам,
ведь день
клонится к
вечеру, ибо повсюду
вечерние
тени – Йирмеяhу 6, 4.
[7] И был
вечер, и было
утро – день
один [Бэрэйшит
1, 5] – это тысяча
лет, т.е. день
один для
Святого [Творца],
да будет Он
восславлен – Псикта
Рабати.
Добавление 2.
[8] Все
назначенные
сроки прошли
– Вавилонский
Талмуд, трактат
Санhедрин,
стр. 97Б.
[9] И
обратил я
лицо свое – Даниэль
9, 3.
[10] И нашел я
в себе силы – hОшея 12, 9
[11] И
ослабело
сердце мое – Эйха
1, 22.
[12] Книга
Тикуней Зоар,
тикун 30 – по
Амстердамскому
изданию см.
сс. 232
и 233.
[13] И Дух
Б-жий носился
над водами – Бэрэйшит
1, 2
[14] Шхина
–
Б-жественное
присутствие,
собрание душ
всего
Израиля; в
Предисловии
к книге Зоар
Бааль Сулама,
в п.31, это
духовное
состояние
творения,
сутью которого
является
служение
ради самой
Торы, т.е. с
альтруистической
мотивацией.
См. также
Предисловие
к Учению о
десяти
Сфирот [15], п.33.
[15] Сфира (во
множественном
числе:
Сфирот)
представляет
собой
элемент
духовного
объекта и сама
является
духовным
объектом. Слово
Сфира
происходит
от слова
Сапир (сапфир).
Может
характеризовать
сосуд [16] и Свет
[17], который
сосуд
получает.
Подобно тому,
как драгоценный
камень
переливается
разными цветами,
и подобно
тому, как
цветное
стекло пропускает
свет
определенного
цвета, разные
Сфирот
характеризуют
получение сосудом
Света
разного
количества и
качества.
Согласно другой
интерпретации духовные
объекты
называются
Сфирот, когда
им присуща
определенная
мера, у них есть
конец и они
характеризуются
определенным
числом (т.е.
слово «Сфира»
происходит от
слова «Сафар»,
считать). В
этом случае
духовный
объект
делится на
десять
Сфирот или на
пять
основных
Сфирот. См.
Предисловие
к книге Зоар, фрагмент
Роза, п.1,
второй абзац.
[16]
Сосуд –
желание
получать
[17]
Свет –
наслаждение
[18]
Курсив
соответствует
измененному
шрифту в
переводимой
книге.
[19]
В фигурных
скобках
пояснительный
текст рава
Готлиба или
текст, не
процитированный
равом Хаимом
Виталем.
[20]
Тело –
эгоистическое
желание.
[21]
Ибо полна
будет земля
знанием
Г-спода, как
море покрыто
водами - Ешаяhу 11, 9.
[22]
Мудрость – на
иврите Хохма.
Хохма – это
вторая из
пяти
основных
Сфирот [15] и из
десяти Сфирот.
Получение
еще не
осознающим
себя сосудом
[16] (творением) всего
Света (т.е.
наслаждения,
Света Хохма),
который
Дающий
желает ему
дать.
[23]
Понимание –
на иврите
Бина. Бина –
это третья из
пяти
основных
Сфирот [15] и из
десяти Сфирот.
Исторжение
Света [17] (отказ
получать
Свет) сосудом
[16], осознавшим,
что Творец –
Дающий, а он –
получающий, и
желающим
походить на
Творца.
[24] Сила – на
иврите Гвура.
Гвура – это
вторая Сфира
[15] Зеир Анпина
[25], пятая из
десяти
Сфирот.
[25] Зеир
Анпин или
Тифэрэт –
Зеир Анпин
означает
«малый Лик»,
Тифэрэт
означает
«великолепие».
Третья из
пяти
основных
Сфирот [15],
составляет
Сфирот с
четвертой по
девятую из
десяти
Сфирот. Так
же, как Бина [23],
это сосуд [16],
осознавший,
что Творец –
Дающий, а он –
получающий, и
желающий
походить на
Творца. Однако
Зеир Анпин
знает, что
совсем без
Света [17] не
выжить, и
получает
минимальное
количество
Света
необходимое
для
выживания.
[26]
Познание – на
иврите Даат.
Сфира [15] Даат
(познание в
том же
смысле, что в
стихе «И
познал Адам
Хаву, жену
свою» - Бэрэйшит
4, 1) –
дополнительная
Сфира,
впервые
появившаяся
в мире [27]
Нэкудим [31].
Поскольку
мир Нэкудим является
порождением
Парцуфа [32]
Нэкудот [41] дэСАГ
[42] [43],
являющегося
соединением
ступеней САГ
и Гальгальта
[47], то мир
Нэкудим
является
соединением
дочерних
ступеней МА [52]
и АБ [53]. Мир
Нэкудим
сначала
получает
малые Света [17]
нужные
сосудам МА и
при этом
нижняя
половина
каждой
ступени
падает в
верхнюю
половину
нижестоящей
ступени, в
том числе
семь нижних
Сфирот [15] Абы
вэИмы [54] падают
в семь нижних
Сфирот мира
Нэкудим. Когда
же мир
Нэкудим
получает
Свет для
сосудов АБ,
семь нижних
Сфирот Абы
вэИмы вновь
поднимаются
на свое
место, и
вместе с ними
к Абе вэИме
поднимаются
семь нижних
Сфирот мира
Нэкудим. Они
просят у Имы
дать им Свет.
Для этого Аба
вэИма
соединяются
в Зивуге [50] Паним
бэПаним
(лицом к лицу),
Аба наделяет
Светом Иму, а
Има – семь
нижних
Сфирот мира
Нэкудим.
Уходя на свое
место, семь
нижних Сфирот
мира Нэкудим
одновременно
остаются на уровне
Аба вэИма
(согласно
принципу «нет
исчезновения
в Духовном») и
таким образом
поддерживают
устойчивость
Зивуга Абы и
Имы. Эти семь
нижних
Сфирот мира
Нэкудим,
оставшиеся
на уровне Аба
вэИма,
называются
Сфирой Даат.
[27]
Применительно
к реальности,
нижнюю границу
которой мы
ощущаем, миром
называется
Сфира [15] всего
сущего. Кроме
того миром
называется
духовный
объект, который
объединяет в
себе все то,
что находится
в мире Высшем
[28] по
отношению к
нему, подобно
печати и
отпечатку,
когда все,
что присуще
печати,
полностью
переходит в
отпечаток с
нее. Например
мир Адам
Кадмон [30] является
Высшим для
произошедшего
от него мира
Нэкудим [31], его
отпечатка.
[28] Высший –
тот, кто
ближе по
качествам к
Творцу, т.е. к
Сфире [15] Кэтэр
[29], иными
словами, к
альтруистическому
желанию.
[29] Кэтэр –
означает
«корона»,
«венец».
Первая из
пяти основных
Сфирот [15] и из
десяти
Сфирот.
Желание Дающего
облагодетельствовать
Свои творения.
[30] Адам
Кадмон
(буквально
«прежний
человек») – Сфира
[15] Кэтэр [29]
всего сущего.
[31] Мир [27]
Нэкудим
(соответствующий
каббалистическому
смыслу слова Нэкудим
(крапчатые),
появляющегося
в Бэрэйшит 30, 39 и
еще 4 раза в
недельном
чтении Ваейцей)
– Парцуф [32],
появившийся
в результате
очищения
Масаха [33] [34]
Парцуфа
Нэкудот [41]
дэСАГ [42] [43], от
которого он
унаследовал
Цимцум Бет [35].
Однако это не
помогло
избежать
получения
слишком
большого
Света [17] и
сосуды [16] мира
Нэкудим
пришли в
негодность. В
следующем
мире Ацилут [36]
происходит
исправление.
Исправление
заключается
в том, что
Высшие [28]
ступени
отделяются от
низших [51] во
избежание
нанесения
Высшим ступеням
ущерба
неправильными
действиями
низших. Кроме
того, Парцуфы
мира Ацилут
берут себе
пришедшие в
негодность
сосуды мира
Нэкудим в
качестве
Нукв [49],
поднимают их
на Высшие
ступени и
наделяют
Светом, чтобы
они ожили.
[32] Парцуф
(что означает
Лик) – Сфира [15]
мира [27].
[33] Масах
(экран,
завеса) –
ступень, на
которой творение
получает
часть Света [17]
с альтруистической
мотивацией, а
то, что не
может
получить с альтруистической
мотивацией – отвергает
(отражает).
[34]
Очищение
Масаха [33] –
согласно
Первому
запрету [35]
получать
Свет [17] Парцуф
[32] получает
только ту
часть Света,
которую
может
получить с альтруистической
мотивацией, а
остальной
Свет
отвергает. Однако
сосуд [16] не
может
выдержать
соблазна и,
во избежание
нарушения
Первого
запрета исторгает
весь Свет.
Это
называется
очищением
Масаха, что
означает
исчезновение
у Парцуфа
желания
получать. При
этом сосуд
«запоминает»,
что не может
совладать с
желанием
получать
присущим
этому
Парцуфу, и
следующий
Парцуф
пытается
совладать с
желанием
получать
меньшей силы
(на одну
ступень меньше,
чем у
предыдущего
Парцуфа).
[35] Цимцум
(буквально:
сокращение,
ограничение)
– запрет
получать
Свет [17]. В мире [27]
Адам Кадмон [30]
наложен
Цимцум Алеф
(первый
запрет) –
запрет получения
Света без
альтруистической
мотивации.
Кроме этого,
в мирах
Ацилут [36], Брия
[37], Ецира [38], Асия
[39] наложен
Цимцум Бет
(второй запрет)
– запрет
получения
Света в
эгоистические
сосуды [16].
[36] Ацилут -
означает
питание,
наделение
[Светом [17] ], а
также
близость к
Творцу:
Значение слова
Ацилут
устанавливается
по значению
содержащего
родственное
слово
выражения «Вээhье
эцло» («И была я
у Него [питомицею,
и была я
радостью
каждый день,
веселясь все
время пред
Ликом Его» (Мишлей
8, 30)]) [Менее
буквальный,
но лучше
передающий смысл
перевод: И
потчевал Он
меня у Себя
лакомствами,
и радовала
Его я каждый
день,
веселясь все время
пред Ликом
Его]; что
является
намеком на
Йихуд
(соединение
[с Творцом]). См.
в начале Ор
Шалом к п. 67
"Введения в
мудрость
Каббалы".
[37] Брия
(буквально:
творение
[духовного
объекта, отличающегося
от Творца
наличием
желания
получать]) –
Сфира [15] Бина [23]
всего сущего.
[38] Ецира
(буквально:
творение [с
помощью ограничения
Света [17], когда
сосуд [16]
получает
только ту,
часть Света,
которую на
данной
ступени
может
получить] –
Сфира [15] Зеир
Анпин [25] всего
сущего.
[39] Асия
(буквально:
действие) –
Сфира [15]
Мальхут [40]
всего сущего.
[40] Мальхут –
означает
«царство»,
Пятая из пяти
основных
Сфирот [15] и
десятая из
десяти Сфирот.
Изначально
желание
получать
ради
получения.
[41] Нэкудот
(буквально:
точки) –
исторжение
Света [15] (отказ
от
наслаждения)
при очищении
[34] Масаха [33].
[42] САГ
(числовое
значение (63)
Четырехбуквенного
Имени,
записанного
как
Йуд-Вав-Далет,
Кэй-Йуд,
Вав-Алеф-Вав,
Кэй-Йуд;
числовое
значение 10+6+4+5+10+6+1+6+5+10
= 63) – Парцуф [32] Бина
[23] мира [27] Адам
Кадмон [30].
[43] Парцуф [32]
Нэкудот [41]
дэСАГ [42]
образуется
под Табуром [44]
Гальгальты [47]
в результате
того, что,
когда
обнаружилось
подобие
Нэкудот дэСАГ,
имеющих
структуру
Зеир Анпина [25],
свечению [48] и
сосудам [16]
ступени Соф [46],
духовный объект,
соответствующий
Нэкудот
дэСАГ, спустился
под Табур
Гальгальты и
соединился
там Зеир
Анпином и
Нуквой [49]
деГальгальта.
Сразу же
стала ясна
порочность
замысла
этого
соединения,
т.к. Нэкудот
дэСаг имеют
свойства
Зеир Анпина
Бины [23], а Зеир Анпин
и Нуква
являются
ступенями
Кэтэр [29]. Это
немедленно
привело к
наложению
Второго запрета
[35] во
избежание
получения
сосудами
слишком
большого
Света [17]. Это не
помогло в
мире [27]
Нэкудим [31],
порожденном
Парцуфом
Нэкудот
дэСАГ, в
котором
сосуды все же
получили
слишком
большой Свет
и пришли в
негодность.
[44] Табур
(буквально:
пуп) – граница
между Тох [45] и Соф
[46]
[45] Тох
(внутренняя
часть)
Парцуфа [32] – его
сосуды [16]
способные
получать
Свет [17] без нарушения
запрета [35].
[46] Соф
(буквально:
предел,
конец)
Парцуфа [32] – его сосуды
[16]
неспособные
получать
Свет [17] без нарушения
запрета [35].
[47]
Гальгальта
(буквально:
лоб, череп) -
Парцуф [32] Кэтэр
[29] мира [27] Адам
Кадмон [30].
[48]
Свечение –
малый Свет [17].
[49] Нуква
(женщина,
жена) –
при Зивуге [50]
духовных
объектов
получающая
сторона. В
частности
Нуквой Зеир
Анпина [25]
является
Мальхут [40].
[50] Зивуг –
супружеское
соединение. В
Каббале во
время Зивуга
Высший [28]
наделяет Светом
[17] низшего [51].
[51] Низший –
тот, кто
ближе по
качествам к
Сфире [15]
Мальхут [40],
иными
словами, к
эгоистическому
желанию.
[52] МА
(числовое
значение (45)
Четырехбуквенного
Имени,
записанного
как Йуд-Вав-Далет,
Кэй-Алеф,
Вав-Алеф-Вав,
Кэй-Алеф; числовое
значение 10+6+4+5+1+6+1+6+5+1 =
45) – Парцуф [32]
Зеир Анпин [25]
мира [27] Адам
Кадмон [30].
[53] АБ
(числовое
значение (72)
Четырехбуквенного
Имени,
записанного
как
Йуд-Вав-Далет,
Кэй-Йуд,
Вав-Йуд-Вав,
Кэй-Йуд;
числовое
значение
10+6+4+5+10+6+10+6+5+10 = 72) – Парцуф [32]
Хохма [22] мира [27]
Адам Кадмон [30].
[54] Аба
вэИма –
Сфирот [15]
Хохма [22] и Бина
[23] мира [27] Нэкудим
[31] или мира
Ацилут [36]. Аба
(папа, отец) –
это Хохма, а
Има (мама,
мать) – это
Бина.
[55] Наш
учитель и рав
– Бааль Сулам
[56] Ирония
Бааль Сулама
восходит к
месту из Вавилонского
Талмуда, трактат
Менахот, стр.
99Б, когда
рабби
Йишмаэль на
вопрос своего
племянника Бен
Дама: «Может
ли кто-либо
вроде меня,
изучившего
всю Тору,
изучать
греческую
мудрость?» -
ответил:
«Сказано: Да
не сойдет эта
книга Торы с
уст твоих и
размышляй о
ней и днем, и ночью
(Еhошуа,
1, 8). Если ты
найдешь
время, не
являющееся
ни днем, ни
ночью, ты
можешь
изучать
греческую мудрость».
[57] По
законам
Атрибута
Суда
развитие
происходило
в мире [27] Адам
Кадмон [30]. См.
Введение в мудрость
Каббалы, пп. 14 – 17, 18 - 25, 26 - 29, 30 – 45, 46 - 49, 50 – 55, 56 – 58.
[58]
Используется
выражение «Не
вешайте пустые
бутылки [на
Рабби
Нахмана]», т.е.
не доводите
его мнение до
абсурда. Это
выражение
трижды
встречается
в
Вавилонском
Талмуде:
трактат Бава
Батра, сс. 7А и 151Б,
и Авода
Зара, стр. 37Б.
[59] Таким
образом, в
тексте п. 31 Предисловия
к «Учению о
десяти
Сфирот [15]», рав
Готлиб пропустил
только текст
Тикуней Зоар [12], уже
цитировавшийся
в первом
пункте, и текст,
заключенный
далее между
косыми
чертами.
[60]
И сказал
Б-г: «Да будет
Свет», - и стал
Свет - Бэрэйшит
1, 3.
[61] Любовью
вечной
возлюбил Я
тебя и
поэтому привлек
Я тебя
милостью – Йирмеяhу 31, 3.
[62]
Заклинаю Я
вас, дочери
Иерусалима,
газелями или
ланями
полевыми, не
будите и не
пробуждайте
любовь,
доколе не
пожелает она
- Шир
hаШирим 2, 7; 3, 5.
[63] И под
тремя
трясется
земля ... : [под]
рабом, который
сделается
царем, ... и [под]
рабыней,
наследующей
госпоже
своей Мишлей
30, 21 – 23. О служанке,
наследующей
своей
госпоже, см.
также Предисловие
к книге Зоар,
п. 31.
[64]
Всегда
должен
человек
заниматься
Торой и заповедями,
даже не ради
самой Торы.
От «не ради
самой Торы»
он приходит к
«ради самой
Торы» -
Иерусалимский
Талмуд, трактат
Хагига, глава
1, hалаха 7 (стр.
6Б). См. также Предисловие
к «Учению о
десяти
Сфирот [15]», п. 11.
[65]
Свет,
заключенный
в ней,
возвращает
его на путь
истинный - Эйха
Рабба,
Введение,
часть вторая.
[66] См. Предисловие
к «Учению о
десяти
Сфирот [15]», пп. 11 – 13.
[67] В
Вавилонском
Талмуде, трактат
Санhедрин,
стр. 98Б, стих
«Горе
жаждущим Дня
Г-сподня,
зачем это вам
День
Г-сподень,
это тьма, а не
Свет» (Амос
5, 18)
комментируется
так: «Притча о
петухе и летучей
мыши, которые
ждали
рассвета:
сказал петух
летучей мыши:
я жду света,
потому что свет
– мой [т.е. я его
вижу], а ты?
Зачем тебе свет?».
См. Предисловие
к «Учению о
десяти
Сфирот [15]», п. 13.
[68] Клипа
(множественное
число –
Клипот) -
буквально
корка, чешуя,
шелуха,
скорлупа -
обозначает
нечистые
силы, т.е.
желание
получать ради
себя.
[69] Свет
Высшей
Добродетели
(на иврите Ор
hаХэсэд
hаЭльон, чаще
называется
Ор Хасадим,
переводчик
обычно пишет
«Свет
Хасадим» –
Свет добра и
милосердия) –
наслаждение
от альтруистических
поступков.
[70] Свет
Высшей
Мудрости (на
иврите Ор
hаХохма hаЭльона,
чаще
называется
Ор Хохма,
переводчик
обычно пишет
«Свет Хохма» –
Свет
мудрости) – см.
[22].
[71] И
вознесет Он
знамение
народам, и
соберет потерянных
[сынов]
Израиля и
рассеянных
[сынов] Еhуды,
соберет с
четырех
концов земли
- Ешаяhу 11, 12/
[72] Вся
плоть – трава,
и всякая
милость ее –
как цветок
полевой - Ешаяhу 40, 6.
[73] И помнил
Он, что плоть
они, дух уходит
и не
возвратится -
Теhилим
78, 39.
[74] Здесь
пропущена
ссылка на Предисловие
к «Учению о
десяти
Сфирот [15]»,
начало п. 16.
[75] И низошел
на него Дух
Г-спода, дух
мудрости [22] и понимания
[23], дух совета и
силы [24], дух
познания [26] и
трепета
перед
Г-сподом - Ешаяhу 11, 2.
[76] Выражение
"Паним
Меирот"
означает: лик
[человеческий],
озаренный
[мудростью], а
также
Сияющий Лик
[Всевышнего].
Точнее, в Вайикра
Рабба на
недельное
чтение Бэхукотай (часть
36, гл.. 2)
говорится,
что у того,
кто пьет вино, лицо становится
румяным. В Хидушей Радаль
(рабби
Давида Лурии
из Быхова, 1798 - 1855)
объясняется,
что имеется в
виду стих "Мудрость
человека
просветляет
лик его" (Коhелет 8, 1).
Наконец, в Бамидбар Рабба на
недельное
чтение Насо, часть
11, гл. 6, стих
"Озарит тебя
Г-сподь Ликом
Своим" (Бамидбар
6, 26)
комментируется
так: обратит
к тебе Сияющий
Лик, а не
Гневный.
Выражение
"Паним
Масбирот" означает
"Благосклонный
Лик" (Творца,
раскрывающего
наиболее
сокровенные
части Торы).
Сказано в
талмудическом трактате Софрим, глава
16, мишна 3: Учит
рабби Ханина
бар Паппа:
Лицом к лицу
говорил
Г-сподь [с
вами] [Дварим 5,
4]: Лицом - это
два, к лицу -
это два,
итого четыре Лика:
Грозный Лик -
для Танаха, Средний Лик -
для Мишны,
Смеющийся
Лик – для Талмуда, Благосклонный
Лик – для Агады.
Книга «Паним
Меирот и
Паним
Масбирот» -
это первый
комментарий
Бааль Сулама
к трудам Аризаля.
[77]
Написано в книге
Зоар на
недельное
чтение Насо
эт Рош,
фрагмент
«Древо Жизни
и древо
познания», сс. 26 –
27, п. 90: И {тогда}
мудрые
поймут [78]. {Ибо
они находятся}
со стороны
Бины [23],
являющейся
Древом Жизни;
и о них
сказано: И
мудрые
воссияют
подобно Зоару
[сиянию]
Небосвода [79] этим
твоим
сочинением
{рабби Шимона
бар Йохая}, т.е.
книгой Зоар,
от сияния
Высшей Имы [54],
{называющейся}
Тэшувой;
им не нужно
возноситься
ввысь, и
поскольку в
будущем Израиль
отведает
плодов Древа
Жизни, т.е.
этой книги
Зоар; [сыны
народа
Израиля] благодаря
ей выйдут из
изгнания,
[осыпанные]
милостями, и
будут
[купаться] в них;
Г-сподь Сам
поведет его,
и не будет с
ним бога
чужого [80].
[78] И
мудрые
поймут – Даниэль 12, 11.
[79] И
мудрые воссияют
подобно
сиянию
Небосвода - Даниэль 12, 3.
[80]
Г-сподь Сам
поведет его,
и не будет с
ним бога
чужого – Дварим
32, 12.
[81]
Золотые
яблоки на
резьбе по
серебру –
слово,
сказанное
должным
образом - Мишлей 25, 11.
[82] Он дает
мудрость
разумным - Даниэль
2, 21.
[83] И сердце
каждого, кто
мудр сердцем,
наделил Я
мудростью – Шемот
31, 6.
[84] Рабби
Йоханан также
сказал: Сын Давида
придет
только в
поколении, в
котором либо
все
праведники,
либо все
грешники. В
поколении, в
котором все
праведники,
потому что
написано: «И
народ твой,
все праведники,
... навеки
унаследуют
страну» [85]. В
поколении, в
котором все
грешники,
потому что написано:
«И увидел Он,
что нет
человека, и
удивился, что
нет
заступника» [86]
и написано:
«Ради Себя
сделаю» [87] –
Вавилонский
Талмуд, трактат
Санhедрин,
стр. 98А.
[85] И народ
твой, все
праведники, ...
навеки унаследуют
страну - Ешаяhу 60, 21.
[86] И увидел
Он, что нет
человека, и
удивился, что
нет
заступника - Ешаяhу 59, 16.
[87] Ради
Себя сделаю - Ешаяhу 48, 11.
[88] Ибо
обесчестили
враги Твои,
Г-споди, ибо
обесчестили
поступь Машиаха
Твоего [89].
Сказано в барайте:
рабби Еhуда
говорит: В
поколении, в
котором
придет сын Давида,
дом собраний
[знатоков
Торы] будет
использован
для блудниц,
Галилея
будет лежать
в руинах,
Голаны будут
в запустении,
живущие у
границ будут
бродить из
города в
город и их не
будут
принимать, в
переписывании
свитков Торы
возникнут
изъяны,
боящихся
греха будут презирать,
лицо
поколения
будет
подобно морде
собаки, и
истина будет
утрачена, о
чем сказано:
«И истина
утрачена, и
удаляющийся
от зла
считается
безумцем» [90] –
Вавилонский
Талмуд, трактат
Санhедрин,
стр. 97А.
[89] Вспомни,
Г-споди
поругание
рабов Твоих,
[вспомни] то,
что несу я в
лоне моем
народы
многочисленные,
ибо обесчестили
враги Твои,
Г-споди, ибо
обесчестили
поступь Машиаха
Твоего - Теhилим
89, 51 – 52.
[90] И истина
утрачена, и
удаляющийся
от зла считается
безумцем - Ешаяhу 59, 15.
[91] Он будет
назван
Святым - Ешаяhу 4, 3.
[92] Многие
будут
блуждать, и
умножится
знание – Даниэль 12, 4.
[93]
И будут
пророчествовать
сыны ваши и
дочери ваши – Йоэль
3, 1.
[94]
Время
действовать
во Имя
Г-спода, они
нарушили
Тору Твою - Теhилим
119, 126.
[95]
Конец дела
сначала
существует в
замысле – из Леха Доди.
[96] Бейт
Йисраэль –
рабби Йисраэль
Алтер, глава гурских
хасидов
с 1948 по 1977 год.
Получил свое
имя по
названию
своего главного
труда. Здесь
одновременно
имеются в
виду и книга,
и автор.
[97] 5709 год – 1948 – 1949 год.
[98] И
возлюби
ближнего
твоего, как
самого себя – Вайикра
19, 18.
[99] И вырос
Моше, и вышел
к братьям
своим, и
увидел их
тяжкие труды –
Шемот
2, 11.
[100] Рабейну -
наш рав, т.е.
учитель и
господин,
буквально: тот,
кто выше нас.